Рекламное сопровождение деятельности библиотек
Московский государственный университет культуры и искусств
Библиотечно-информационный институт
Факультет библиотековедения, библиографии и информатики
Кафедра управления библиотечно-информационной деятельностью
Рекламное сопровождение деятельности библиотек
(особенности, основные направления, проведение ПР)
Курсовая работа
= Исполнитель-студент
Махагова Р. Д. Научный руководитель
к. п. н., доцент
Дементьева Н. Ю. _______
Москва, 2008
План
1. Введение………………………………………………………………с. 1
2. Определение ПР………………………………………………………с. 2 - 4
3. Зарубежный опыт: учимся маркетингу……………………………...с. 5 - 7
4. Опыт российских специалистов……………………………………..с. 8 - 9
5. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотеки………………………..с. 10 - 12
6. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки………с. 13 - 16
7. Связи с общественностью: перспективы развития библиотек…….с. 17 - 20
8. Заключение……………………………………………………………с. 21
9. Список использованной литературы…………………………………с. 22
1. Введение
Вопрос, как повысить популярность библиотеки и привлечь внимание общества к ней, давно занимает библиотековедов и библиотекарей-практиков. Васильева В. Н., в комплексном пособии по управлению библиотеками «Библиотечное дело» (СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912), среди общих вопросов выделила подраздел «Гласность», в которой указано: «Библиотеки должны обратить большое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы заговорить о ней». Подчеркнуто, что «даже отрицательные стороны деятельности библиотеки должны быть выставлены на свет: шум, вызванный ими, недовольство, критика – все это залог процветания дела и несравненно полезнее для него, чем замалчивание» (с. 126-127)
В современной профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик рилейшнз» (PR, ПР или «Пи Ар»), что в переводе с английского языка значит «связи с общественностью».
В США, на родине ПР, давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует. Это касается деятельности российских библиотек в целом, а также их подразделений в частности, и в особой мере тех, которые связаны с обслуживанием читателей. Таким отделам жизненно необходимо углублять ПР-контакты и интенсивнее изучать группы общественности (а они могут отличаться друг от друга по половому, возрастному, профессиональному, поведенческому и иным признакам и по разному относиться к услугам библиотеки).
Знание и творческое практическое применение паблик рилейшнз сегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек и входящих в их структуру библиографических и маркетинговых служб, потому что ПР способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и её общественностью, увеличивают степень доверия, обеспечивают устойчивость и стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность её работы. ПР несомненно является атрибутом демократического социума, вносят ясность, делают прозрачными и понятными для населения различные сферы общественных отношений, а в таких направлениях как информационно-библиографическое обслуживание, эти принципы занимают одно из приоритетных мест и являются залогом востребованности.
2. Определение ПР.
Есть много попыток определения ПР. Наряду с описательным и функциональным, широко используется сравнительный метод. В его рамках мы сопоставляем или отождествляем ПР с тем, что нам (многим членам сообщества) уже известно и что лучше всего характеризует ПР:
· искусство и наука создания делового имиджа для организации и индивидуумов на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации (над этим постоянно работают наши библиотеки);
· искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания между организацией, т. е. библиотекой и обществом, основанные на правде и полной информированности граждан;
· планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и её общественностью.
Одна из современных и хорошо запоминающихся дефиниций ПР дана американцем Дж. Грунингом: паблик рилейшнз – это коммуникационный менеджмент между организацией (в нашем случае – библиотекой) и её публикой. Для успешного «сбыта» своих услуг сотрудники маркетинговых и библиографических служб библиотек должны знать клиента в лицо, его потребности и запросы, привычки и наклонности, пристрастия и проблемы (по возможности сопредельные и пограничные, те, которые также можно решить и совместить с задачами библиотек). Они должны общаться с клиентом так, чтобы постоянно быть в курсе его библиотечно-библиографических интересов и вероятных пожеланий в ближайшем и более отдаленном будущем.
Ознакомимся с базовыми постулатами ПР (самый важный из них – корпоративная социальная ответственность), которая позволяет персоналу библиотеки грамотно и оперативно поддерживать связи с пользователями, библиографическими и марктинговыми службами – расширять влияние на приоритетные группы потребителей их услуг и продукции, вносить вклад в улучшение управления информационными потоками всей организации.
ГПНТБ РФ издал в 2000 г. самоучитель (программу, практикум, вводную лекцию) по паблик рилейшнз для работников библиотек. Освоив даже краткий курс ПР, уяснив прошлое, настоящее и тенденции развития ПР-профессии, а также две базовые функции ПР-менеджмента (сбор и распространение информации наиболее важным слоям общественности), сотрудник вышеназванных служб библиотеки сможет корректно выполнять стоящие перед ним задачи – верой и правдой служить и действовать во благо и организации, и общества, способствовать постоянному и плодотворному диалогу между ними посредством специфических информационно-библиографических приемов работы, основанных на ПР-фундаменте.
ПР располагает собственными инструментами. Наиболее часто употребляются и приносят заметные результаты в библиотечно-библиографической деятельности следующие: анализ общественного и опубликованного мнения, стратегии по информированию и коммуницированию, проекты и инициативы (слово, иллюстрации, мероприятия) кампании.
Паблик рилейшнз предоставляет в наше расположение разнообразные умения и навыки, при помощи которых можно помогать администрации библиотеки и ее подразделениям отслеживать общественное мнение, правильно и своевременно реагировать на его изменения (причем на личностном и учрежденческом уровнях), заблаговременно готовиться не только к незначительному «охлаждению» общественного мнения, но и к кризисным ситуациям.
Один из разделов ПР – кризисные ПР. Даже в библиотеках могут возникнуть непредвиденные и угрожающие ее существованию ситуации: утрата важных массивов информации (фактографической, библиографической, персональной и т. п.) в связи со сбоем в компьютерной технике и сетях; неплатежеспособность банка и банковской системы; потеря одного из ведущих сегментов рынка пользователей библиотечно-информационной продукции из-за более выгодных предложений контрагентов; существенные изменения в государственной, ведомственной или муниципальной библиотечной политике, значительно ухудшающие ее финансирование; подделка или фальсификация одного из популярных и хорошо раскупаемых продуктов (например, эксклюзивного биобиблиографического указателя к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина или компакт-диска с текстами произведений из отдела редких книг вашей библиотеки); появление в вышестоящем органе лиц, враждебно относящихся к библиотеке, к ее маркетинговой деятельности и пр. Но даже самые негативные ситуации преодолимы и поправимы, если за дело возьмутся ПР-профессионалы, взрощенные на «библиотечной почве».
Что бы ни произошло, сотрудники маркетинговых и библиографических служб должны довести полную и достоверную информацию до ПР-менеджера или до ответственного за ПР-деятельность библиотеки сотрудника (или до первого лица в учреждении), помочь ему/ей разработать конкретный план преодоления инцидента, установить четкие ориентиры по трактовке ситуации и восстановлению репутации этой службы и библиотеки как таковой. Сотрудники библиографических и других подразделений играют при этом хотя и не ведущую, но направляющую роль, так как владеют конкретикой и могут подсказать правильные решения.
Усвоивший содержание и приемы техники ПР сотрудник библиотеки сможет активно и целенаправленно формировать ее положительный имидж и паблисити, добиваться большего эффекта и усиливать своими данными, фактами, а иногда и личным потенциалом, а также умениями проведения широкого спектра ПР-мероприятий (в том числе и по информационно-библиографической тематике): пресс-конференций, приемов, выставок, презентаций, выступлений по радио или на телевидении, «круглых столов», дня открытых дверей, выпуска «фирменного» журнала или газеты для пользователей библиотечно-информационных услуг.
Это увеличит популярность организации и привлечет к ней сторонников, друзей и даже меценатов, спонсоров, инвесторов, о которых мечтает каждая библиотека.
В заключении подчеркнем, что сотрудники библиографических и маркетинговых служб вместе с ПР-менеджерами должны не останавливаться на достигнутом, а непрерывно повышать професиональный уровень.
В любой деловой библиотеке (бизнес-библиотеке) или соответствующем отделе должен присутствовать хотя бы минимум материалов по ПР, а также периодические издания – журналы «Советник» Российской ассоциации по связям с общественностью, «Маркетинг», «Рекламное измерение» и др.