Рекламное сопровождение деятельности библиотек

 Библиотечный ПР отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Сегодня речь идет о социальном партнерстве, цель которого – формирование единого культурно-информационного пространства, решение первоочередных задач, важных для населения. Особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.

 Это означает, что связи с общественностью – не разовая акция, а одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики и одновременно средство освоения новых социальных технологий. Последнее обстоятельство составляет главное отличие ПР от другого рода инструментов: в оптимальном варианте ПР всегда связан с воздействием на общественное сознание, с изменением стереотипов, преодолением мифологизированных представлений о библиотеке. Не случайно связи с общественностью называют также «репутационным менеджментом».

 Рассматривая социальное партнерство как содержательную основу ПР, следует остановиться на взаимоотношениях библиотеки с общественными структурами, некоммерческими и неправительственными организациями и их региональными отделениями. Известно, что именно их деятельность во многом определяет формирование гражданского общества. У российских библиотек имеются давние традиции привлечения общественности в качестве важного партнера при определении направлений своей деятельности. Достаточно вспомнить читательские советы, успешно функционировавшие в конце 1950-х – начале 1960-х гг., позже в 1970-е гг. клубы по интересам, которые выступали своеобразной формой самоуправления читателей. В начале 1990-х гг. по западным образцам создаются общества друзей библиотеки, оформляется волонтерское движение, куда входят не только читатели, но и известные в регионе представители интеллигенции, сотрудники местных СМИ.

 Являясь открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения общественных организаций. При этом библиотека может многое сделать для институализации последних, осуществляя их информационное обеспечение и презентации результатов социально-полезной деятельности, а также для привлечения их к участию в осуществлении своей библиотечной политики.

 Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно встретить мнение, что библиотечная политика – это прежде всего влияние на внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.

 Итак, цель ПР–деятельности библиотек – это формирование благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем.

 Чтобы успешно развиваться, библиотеки должны стремиться к расширению круга своих читателей, пользователей, привлечению различных слоев населения, позитивно относящихся к ним, по возможности сокращая категории лиц, скептически воспринимающих систему предлагаемого библиотечного сервиса.

 Задачи библиотек в рассматриваемой сфере деятельности – в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки; устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе, основанных на новых информационных технологиях.

 Основополагающий принцип организации работы по связям с общественностью – широкое информирование о деятельности библиотеки в целом и отдельных ее подразделений. Эта работа должна объединять все элементы библиотеки как системы: фонды, аудиторию пользователей, библиотечный персонал, материально-технические ресурсы.

 Для эффективного развития ПР деятельности библиотека в зависимости от внешних условий неизбежно должна определять для себя приоритетные группы, воздействие на мнение которых необходимо ей в первую очередь.

 Всю реальную и потенциальную аудиторию библиотеки можно условно дифференцировать на следующие подгруппы: пользователи и непользователи; органы государственной власти; лидеры общественного мнения; печатные и электронные средства масовой информации; мультикультурное население; обучающиеся в системах среднего и высшего образования; коммерческие структуры; творческие союзы и объединения; общественные организации.

         Концепция ПР-деятельности любой библиотеки включает следующие взаимосвязанные этапы: изучение объекта воздействия, организацию планирования, обеспечение финансирования, формирование политики поведения библиотеки, осуществление процесса коммуникации с внешними и внутренними объектами, оценку полученных результатов. Эта работа требует мониторинга – непрерывности наблюдения изучаемой аудитории, сбора фактов, их систематизации и критического анализа, на основе которых становится возможным прогнозирование научного и практического развития связей с общественностью.

8. Заключение


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1.                 На современном этапе развития библиотек связи с общественностью представляют собой одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики, являются средством освоения новых социальных технологий. 

2.                 Связи с общественностью – это тщательно продуманная, спланированная и поэтапно осуществляемая деятельность, ориентированная на заранее определенный результат.

3.                 ПР-деятельность осуществляется на основе:

-                      постоянно поддерживаемых в активном состоянии всех имеющихся связей и контактов, установленных библиотекой;

-                      специально разрабатываемых проектов, представляющих собой многоходовые комбинации и схемы, продуманные и выстроенные таким образом, чтобы все партнеры – участники проекта, получили выгоду или, по крайней мере, были удовлетворены своей деятельностью и положением.

4.                 Деятельность по связям с общественностью не может строиться по   шаблону, так как библиотеки находятся в неодинаковом положении и решают разные задачи.

5.                 Учитывая неразработанность принципов организации этой деятельности в библиотечной сфере, ее инновационный характер, а значит – сопряженность с риском, необходимость ее координации, обобщения и распространения опыта, следует осуществлять корпоративный ПР – развитие связей между библиотеками.

Развитие библиотечно-информационного обслуживания с применением ПР-технологий, позволит библиотекам развиваться в новом ключе, не выпадать из течения времени, а также стать мощным инструментом в построении нового информатизированного общества.


9. Список использованной литературы.


1.                 Арбузов М. Ф. Пропаганда и реклама в книжной торговле.-М.:Книга,1986г.-с. 24-26;

2.                 Борисов Б. Л. Технологии рекламы и ПР.-Учеб. Пособие.-М.: Гранд-фаир, 2001 г.-с. 314, 421-425;

3.                 Дворкина М. Я. Зачем нужна библиотечная реклама // Сов. библиотековедение.-1992 г.-№2-с. 89

4.                 Клюев В. К. Связи с общественностью: библиотечный вариант //Библиография.-2000 г.-№1.-с. 40-43

5.                 Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама.-М.: Либерея, 2000.-с. 23-26

6.                 Михнова И. Б., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика.-М.: «Библиомаркет», 1996 г.-с.95

7.                 Никонорова Е.В. Связи с общественностью: новый импульс развития библиотек //Библиотековедение.-2001 г.-№6-с.8-15

8.                 Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением.-М.: Центр, 1998 г.-с. 154

9.                 Прокопенко Е. Использование средств и методов «Паблик рилейшнз» // Библиотека.-1999 г.-№1.-с. 22-23

10.            Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. Пособие.-2-е изд.-М.: Дело, 2001 г.-с. 206

11.            Ястребова Е. М. Учимся маркетингу //Библиография.-2000 г. -№1.-с. 43-49

12.            URL:http//www.rba.ru Российская Библиотечная Ассоциация (РБА)

13.            URL:http//www.library.ru Информационно-справочный портал о библиотеках и для библиотек

14.            URL:http//www.rsl.ru Российская Государственная Библиотека


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать