Есть в этом храме и еще один камень, не священный, но примечательный. Когда в 1854 году в Евпатории высадились англо-франко-турецкие войска, в здании расположился французский гарнизон. Двое французов расписались на камне штыками, на удобной высоте нацарапав свои фамилии. Неискоренимая привычка всех времен помогла оставить для потомков это занятное историческое свидетельство полуторавековой давности. После ухода интервентов храм был очень прочно оштукатурен, но слишком много прошло времени, и уже в наши дни, после одного из ливней, штукатурка обвалилась.
Греческая церковь
Во дворе храма Святого Николая остался памятник о нахождении здесь в прошлом греческой церкви. В память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск и после похода русских армий на Балканы, в результате, которого Греция получила независимость, греческая община решила безвозмездно передать это священное место русской православной общине. Сами же греки (народ, в общем, небогатый, рыбаки да лодочники) остались без своего храма и даже без места под его строительство. Тогда городская дума подобрала им хороший участок земли недалеко от столь важной для греков бухты и от старого храма; среди состоятельных горожан организовали сбор денег на строительство. Средства на православный храм собирали караимы, иудеи, мусульмане, католики...
Церковь строили долго, завершили работу в 1918 году, уже под руководством отца Елизария — известного ученого, знатока Византии. Отец Елизарий служил в храме до 1937 года, хотя утвердившаяся в 1920 году Советская власть ограничивала его в правах. Священнику запрещалось даже ходить по городу в рясе, а он упорно отвергал светскую одежду. И, конечно, оказался «врагом народа» и попал в лагерь, чтобы оттуда уже не вернуться.
После войны в храме разположили спортзал, закрасили фрески, но святые лики не исчезли, упрямо проступая через добротную краску. При каждой партийной проверке спортсменов заставляли снова и снова замазывать «крамольные» изображения...
Но, слава Богу, все это в прошлом. Возрождая храм, святых стали писать с отступлением от традиций: вместо изможденных ликов изображали жизнелюбивые человеческие лица с выражением надежды, окрылявшей, должно быть, современного нам евпаторийского богомаза. На территории СНГ в таком стиле выписаны всего четыре храма, и все фрески не завершены. Над ними начинали работать в переломные эпохи, когда казалось, что впереди хорошее новое время, и — не успевали. Гаснул порыв, сворачивались и уводили в сторону начатые в стране преобразования, возвращались тяготы жизни. Реформы Александра II, просвет между февралем и октябрем 1917 года и, наконец, последняя «перестройка» — все вызывало в художниках творческое озарение — некий малый ренессанс. Увековечено возрождение и на сводах этой церкви.
Звонницу храма Святого Ильи уничтожили в начале 60-х годов — это была последняя атака в наступлении государства на культовые сооружения. Накинули трос, потянули двумя танками. Но трос лопнул, и звонницу пришлось разбирать вручную. Местные знатоки рассказывают, что командир направил к этой церкви танки только под угрозой своего увольнения из армии. Потом он неожиданно заболел и скоропостижно скончался. Священник православного храма сам вызвался отпевать покойного, несмотря на его святотатство, — «ибо не по своей воле он это творил, да и раскаялся...».
Теперь колокольня восстановлена. Был проект установить в храме орган, что, безусловно, больше подошло бы этим стенам, чем спортивный зал. Но поменялась эпоха, и здание возвратили верующим.
В Евпатории во время празднования Крещения совершался обряд Иордани или «ловли креста». Зимой, при большом стечении народа, священник и пять греков-пловцов отплывали в лодке от пристани. Священник бросал в море крест, и пловцы ныряли за ним. Тот, кому удавалось выловить крест, считался образцовым христианином и получал подарки. После заплыва отважные греки гуляли в кофейне с чистой, как говорится, совестью, и чествовал их весь город. Рыбак Элефторий Филиди вылавливал крест в волнах студеного зимнего моря десять раз подряд.
Когда-то богослужение в этом храме велось на русском и на греческом языках, поэтому жители традиционно называют церковь греческой. Многие церкви греки посвящали, подобно этой, Илье Пророку — ведь он связывался в их представлении с самим Зевсом! При желании в этом можно разглядеть пример того, как языческая религия мирно вросла в христианство.
Караимские кенаса
В Гёзлёве жили турки, армяне, греки, татары, евреи, русские... Но больше, чем в любом крымском городе, здесь было караимов. Евпатория так и осталась, по традиции, мировой духовной столицей этого народа. Евпатория стала местопребыванием духовного главы караимов — гахама. Здесь в 1807 году был построен Соборный кафедральный храм караимов для службы в праздничные дни, а в 1915 году — второй, малый храм, для службы в будни. Эти храмы называются «кенасы». Караимские дети обучались грамоте в здешней церковно-приходской школе — мид-рахе, закрытой в революцию.
Сегодня средний возраст караимов 64 года, и только очень пожилые люди знают родной язык. Карачаево-черкесы, азербайджанцы, турки, крымские татары понимают отдельные слова, но в целом, к сожалению, язык забывается, а с ним теряется и значительная часть культуры.
Существует национальный ансамбль «Фидан» — «Росток» — единственный в мире! С его помощью восстанавливается традиция караимских песен, танцев, обрядов. Реставрируется кенаса и на Чуфут-Кале. Этот знаменитый на весь мир топоним, утвержденный в тысячах справочников, путеводителей, учебников, туристических атласов и схем, переводится как «Еврейская крепость». Интересно, что сами караимы называют ее «Джуфт-Кале» (Двойная крепость) и, очень терпимо относясь к другим народам и религиям, обижаются, когда по невежеству их причисляют к евреям.
Богослужение в кенасах проходит на караимском и на русском языках. Прежде чем войти в храм, верующие разуваются и омывают из специальных фонтанчиков руки и ноги, потому что верят: чистота тела очищает мысли. Перед молитвой проходят через «аллею меценатов», увитую плодоносящими виноградными лозами (этим кустам от 80 до 120 лет). Там можно прочитать фамилии богатых людей, прославивших себя добрыми делами. Путь на небо проходит через дела земные!
История караимов насчитывает многие сотни лет. Происхождение этого народа — библиистов по вероисповеданию, тюрков по языку и обычаям — и по сей день остается предметом разногласий и споров. Приведем несколько разных точек зрения.
Караимский исследователь С.М. Шапшал считал свой народ тюркским племенем. В раннем средневековье на Алтае существовало могущественное государство караимских, туркменских, татарских и узбекских племен, но в начале XIII века Чингисхан уничтожил его, а самих караимов включил в свое войско, где они, подобно другим подчиненным народам, имели свои отряды, своих беков и ханов.
Однако в Крыму первые караимы появились задолго до прихода татар, на рубеже I—II веков. Предками караимов могли быть принявшие иудаизм хазары, которые заселили в VII веке крымские степи.
Видный ученый-тюрколог В. Смирнов писал: «Караимы, как остаток некогда господствовавшего в Крыму целого народа хазар, вытесненный оттуда другою, хотя и родственною тюркскою народностью, основались в своем старинном укреплении, ныне именуемом Чуфут-Кале...».
Караимы близки татарам по языку. На подобном тюркском наречии в древности говорили половцы, гунны, хазары. Для письма же караимы используют еврейский алфавит, но древнееврейский язык являлся для них культовым, а быт, одежда, пища, положение женщины в семье, воспитание — все это практически не отличалось от татарского.
«Что это за племя, откуда и когда оно явилось в эту страну? — спрашивает крымский краевед XIX века В. X. Кондараки. — По блеску и очеркам глаз оно, пожалуй, принадлежит к племенам Израиля, но по физическим силам, телосложению, характеристическим свойствам и всем вообще проявлениям, которые могут служить для отличия одного народа от другого, — оно совершенно противоположно. Караимы народ бодрый, серьезный, честный, справедливый, веселый, миролюбивый, чистоплотный, разумный и деспот, чрезвычайно преданный своему семейству... Было бы невежественно, основываясь на однорелигиозности, допускать, что караимы суть потомки... колен Израильских...». Этот же исследователь приводит свою оригинальную, хотя и не бесспорную версию: «...Караимы образовались в Тавриде под этим названием только потому, что решились принять еврейскую религию, известную у хазаров под именем Караиман, вследствие чего и получили название кара-имов или людей, исповедующих черную веру».
Высказывались и другие мнения. Исследователь из Израиля Цви Анкори пишет: «Караимы ... представляют собой потомков различных еврейских и иудаизированых групп», которые могли появиться в Крыму еще в VI веке до нашей эры вместе с войсками персидского царя Камбиза. Здесь они основали несколько городов (в том числе Чуфут-Кале) и сохранили не только письменность, но и религию предков в первозданном виде. Именно их спустя века переняли хазары и, смешавшись с израильтянами, породили новый этнос. По этой версии караимы — это евреи с примесью тюркской крови.
В чем же особенность веры караимов? В первые века нашей эры в иудаизме произошел раскол: к Ветхозаветной Библии прибавились комментарии и дополнения, которые образовали Талмуд. Нововведения были приняты не всеми. Окончательно учение Талмуда сложилось после разрушения храма Иерусалимского (735— 740 годы н. э.) и встретило сильную оппозицию, особенно среди евреев, живших на чужбине. Ее возглавил вавилонский раввин Анан-Бен-Давид. К его последователям примкнули караиты, то есть «читающие» Библию. Они настаивали на свободном чтении каждым верующим своей главной книги, без толкований и комментариев священников. При внимательном изучении можно заключить, что у караимизма больше общего с исламом и христианством, чем с верой ортодоксальных евреев, для которых главным был и остается Талмуд. Да и сами иудеи считают караимизм чуждой им верой.
Верхушка караимского общества еще в турецком Гёзлёве причислялась к привилегированному сословию тарханов, свободному от суда, податей и всех повинностей. Тарханство предоставлялось караимам на том основании, что они несли охрану крепости. Некоторые караимы занимали видные должности при ханах. Эту же политику частично унаследовало царское правительство. Согласно указу от 18 января 1795 года караимы (в отличие от евреев) освобождались от двойной подати, обретали право обзаводиться недвижимостью, селиться по всей империи, служить в армии (по желанию), получать офицерские чины. Сами караимы еще в XIX веке решительно отмежевались от ортодоксального иудаизма.