Религия и молодежь

Полученные результаты свидетельствуют также о том, что семья или социальное окружение незначительно влияют на формирование мотивации верующих. Это согласуется с общим благоприятным для религии социальным фоном в стране – симпатий по отношению к религии высказывается больше, чем антипатий.

Таким образом, опрошенные верующие христиане, не ставшие прихожанами и лишь изредка посещающие богослужения, в большинстве имеют четко сформулированные мотивы такого типа своего существования в вере.

Обратимся ко второй подгруппе респондентов, ушедших из церкви.

Можно полагать, что решение уйти из церкви в основном принимают люди молодого и среднего возраста. Что касается семейного положения, то среди верующих, ушедших из церкви, в два раза больше разведенных по сравнению с верующими вне церкви; доля респондентов, не имевших работу на момент опроса, увеличилась до 58% по сравнению с 33,8% в предыдущей подгруппе. Т.е, в свое время в церковь пришли менее благополучные с точки зрения семейных отношений и карьеры люди, большая часть которых имеет образование среднее/среднее специальное.

На вопрос «Как долго Вы были прихожанином церкви?» были получены следующие ответы: 1 – 6 месяцев – 4,4%; от 6 месяцев до года – 43,5%; 1 – 3 года – 34,8%; 3 – 5 лет – 13%; 5 – 10 лет – 4,3% и более 10 лет – 0,6%. В це-лом, в число опрошенных по данной подгруппе верующих в основном попа-ли люди, стаж пребывания которых в церкви составил от 6-ти месяцев до 10 лет – 95,6%. Т.о., можно заключить, что спектр суждений о причинах прек-ращения посещения будет отражать мнение людей «со стажем» пребывания в церкви, имевших возможность разобраться в особенностях внутрицерковной организации, межличностных отношениях и прочих сторонах жизнедеятель-ности поместной церкви. Т.е. можно полагать, что полученные нами в ходе дальнейшего опроса суждения – результат продуманного опыта, формиро-вавшегося у опрошенных в течение года, двух и пяти лет. В контексте дан-ных рассуждений окажутся полезными также следующие штрихи к портрету данной подгруппы верующих – 30,4% из них несли в церкви служение, прошли разного рода церковное обучение – 43,5%, имели в церкви друзей – 54,4%. Т.е., принятое решение покинуть церковь было продиктовано серьез-ными причинами, например: отсутствие времени личные духовные пробле-мы.

Итак, можно заключить, что по мнению большинства опрошенных верую-щих, ушедших из церкви и не являющихся членами какой-либо церкви, особенности внутрицерковной организации, характер межличностных и меж-конфессиональных отношений, сложившиеся в современных церквах, в целом. Не являются привлекательными. Причем выделенные признаки оказывают существенное влияние на мотивацию верующих и выступают в качестве основной причины нежелания верующих регулярно посещать какую-либо церковь, принимать участие в ее жизни в качестве постоянных членов общины.


4.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих


Анализ мотивации верующих, находящихся за пределами церкви, оказался бы неполным, если бы мы не выяснили, какое влияние на самоиденти-фикацию верующих оказывают неверующие, доля которых в обществе зна-чительна. Для решения этой задачи группе респондентов, считающих себя неверующими, было задано несколько вопросов.

На вопрос «Влияет ли деятельность современной церкви на формирование Вашего отношения к религии?» отрицательный ответ дали 75% респон-дентов, но 20,8% признали, что влияет. 33,3% имели в виду православную церковь, давая положительный или отрицательный ответ, 12,5% - католи-ческую и 14,2% - протестантскую, остальные 40% не назвали какую-либо конкретную церковь.

На вопрос «Как Вы относитесь к мировоззрению верующих?» были полу-чены ответы, которые позволяют судить о том, что большая часть опрошен-ных терпимо и с пониманием относится к мировоззрению верующих. 58,3% ответили, что «каждый имеет право на выбор, верить в Бога или нет»; 33% считают, что «это их личное дело». Лишь 8,3% ответили – «не понимаю, как в наше время может сохраняться такое заблуждение», а 4,2% считают «миро-воззрение верующих вредным, т.к. оно уводит людей от решения реальных проблем их жизни».

Большинство опрошенных (79,2%) имели опыт общения с верующими, причем 75% признали, что верующие входят в круг их постоянного общения. На вопрос «Оказывают ли верующие влияние на Ваши взгляды?» 33,3% ответили, что оказывают, 41,7% убедительно ответили «нет», остальные не смогли дать определенный ответ.

Интересно проследить реакцию неверующих на вопросы, отражающие их желание получить некоторую информацию о религии или конкретной рели-гиозной группе. Так, читали Библию (целиком или частично) 58,3%, не читали 33,3%. Большая часть опрошенных (75%) когда-то присутствовала на богослужениях, остальные 25% не присутствовали. На миссионерских встречах побывали однажды 25% опрошенных, ни разу не были на подобных встречах 66,7%, остальные уклонились от ответа.

Опрошенную группу можно охарактеризовать как в основном терпимо и с пониманием относящуюся к мировоззрению верующих, имеющую в кругу своего общения верующих людей, так или иначе предпринимавших опреде-ленные действия для того, чтобы получить информацию о религии. Итак, о влиянии неверующих на мотивацию верующих, не пришедших в церкви или ушедших из них, опрос позволил сделать заключение, что если такое влияние и есть, то оно не существенно.


4.2 Анализ исследовательских данных


Подавляющее большинство российских христианских верующих не посе-щают церкви регулярно, не становятся постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубокого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в церковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров. Имею-щих взгляд на проблему, не совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризиса. Люди нуждаются в большей откры-тости, гибкости церкви, ее большей толерантности по отношению к ним. Церковь, по мнению опрошенных, должна быть менее поверхностной и более нравственной, чем в настоящее время. Межконфессиональные и внутри-церковные конфликты, неискренность и плохое образование лидеров церк-вей, стремление подавить личность – факторы, усиливающие мотивацию значительной доли верующих оставаться за пределами церкви или уйти из нее. Нельзя не учитывать и влияние экономических проблем, когда на актив-ную религиозную практику у верующих не остается времени. Однако послед-нее лишь дополнительно влияет на выбор.

Полученные данные позволяют полагать, что высокие рейтинги Церкви в массовых опросах населения отражают, с одной стороны, высокий уровень религиозной самоидентификации и, с другой, разносторонность понятия Церкви. Мнение верующей части населения оказывается значи-мым в определении рейтинга Церкви и ее роли в жизни России. Однако более вероятно. Что эти люди. Отвечая на вопрос о Церкви, имеют в виду личные отношения с Богом. Отношение к вере и религии вообще, свои измененные духовные ценности. В связи с этим актуальным оказывается вопрос об интерпритации данных и о реальном влиянии Церкви как организационного образования на жизнь современного российского общества. Вероятно, это влияние не столь значительно. Как может показаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Относительно применимости категории «новые верующие» в российском контексте можно сделать следующие выводы. Во-первых, тот факт, что боль-шинство верующих пришли в церковь недавно, еще не дает основания сделать вывод о новизне их веры. Неофиты по сути своей представляют органическую часть любого религиозного общества. Во-вторых, «новыми» не считают себя и сами вновь обращенные. Большинство современных верующих, согласно исследованию Т.Варзановой, склонны считать, что они всегда верили в Бога. Самоназвание «православный» (таковым является большинство россиян) как правило выражает ориентацию респондентов на культурные и национальные традиции России, желание быть включенными в эти традиции. А ведь ориентация на традицию означает сопротивление ее изменению.

Нельзя не заметить определенной поспешности в стремлении определить верующих как типологических «новых». Чтобы охарактеризовать «новый тип» в сравнении с традиционным, нужно найти критерии, соответствующие специфике данной религии. Внимания же к особенностям православной веры, к поиску адекватных «инструментов» ее изучения очевидно недостает российской социологии. Для этого необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание приобщиться к ней, взглянуть на нее изнутри, отказаться от собственного, нередко отстраненно-негативного, атеистического по сути отношения к религиозной реальности.

Библиографический список


1.                 Социология.Курс лекций для технических вузов. – Екатеринбург, 1994.

2.                 Андреева Л.А. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. //Общественные науки и современ-ность. – 2004. - №3

3.                 Налетова И.В. Новые православные в России:тип или стереотип религиозности // СОЦИС. – 2004.- №5.

4.                  Каргина И.Г. Самоиндетификация верующих: социальная мотивация // СОЦИС. – 2004.-№1.

5.                 Писманик М.Г. Современные верующие: их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №4.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать