Трагически завершилась судьба выдающегося военного инженера, сибирского казака Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева, который, попав в немецкий плен, отверг всякие попытки склонить его к сотрудничеству с врагами. В концлагере его превратили в ледяную статую, обливая на морозе водой.
Из казаков вышло немало прекрасных командиров, показавших образцы военного искусства. В первые дни войны немцы наткнулись на ожесточенное сопротивление Брестской крепости, которую защищали части стрелкового корпуса под командованием донского казака Василия Попова, закончившего войну генерал-полковником и Героем Советского Союза. Его же армия и освобождала потом Брест, а закончила войну встречей с союзниками-американцами на Эльбе в побежденной Германии.
В июне 1941 года, в районе городов Луцк и Дубно, развернулось крупнейшее танковое сражение, в котором успешно действовал механизированный корпус генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева, на несколько дней задержавший продвижение немцев. Впоследствии он командовал армиями, фронтом.
Первым командующим Ленинградским фронтом был донской казак Маркиан Попов, впоследствии ставший генералом армии и Героем Советского Союза. В годы войны, возглавляемые им группы армий, успешно действовали под Сталинградом и в Донбассе. Брянский фронт, которым он командовал, в ходе Курской битвы летом 1943 года освободил город Орел, и в Москве по этому случаю был произведен первый в ходе Великой Отечественной войны праздничный салют[1, С. 214].
Продвигаясь дальше, Маркиан Попов осуществил одну из самых оригинальных, ставшую классикой операцию по освобождению города Брянска. Встретив упорное сопротивление врага на своем фронте, и посоветовавшись с уже упоминавшимся нами генералом Василием Поповым, который командовал армией на соседнем фронте, Маркиан Попов принял решение нанести удар по врагу с боевых позиций армии генерала Василия Попова, где немцы ничего подобного не ожидали и к удару готовы не были. В образовавшийся прорыв был введен кавалерийский корпус еще одного казака - впоследствии генерал-лейтенанта и Героя Советского Союза В. В. Крюкова. Спланированная своего рода маленьким казачьим фронтовым землячеством операция завершилась успешно.
Командующий армией генерал-полковник Герой Советского Союза донской казак Н. Е. Чибисов провел очень искусную операцию по взятию Лютежского плацдарма на правобережье Днепра, что позволило в ноябре 1943 года освободить от немцев Киев - «мать городов русских». Была особенность, объединявшая почти всех упомянутых генералов: они стремились воевать так, чтобы избежать крупных людских потерь в подчиненных им частях и соединениях, что соответствовало сложившемуся веками у казаков опыту и миропониманию.
Но в этой войне в Красной Армии с собственными потерями, к сожалению, особенно не считались. Более того, масштаб понесенного урона становился зачастую критерием труднодостижимости одержанных побед и командир, лишившийся большего числа бойцов, нередко мог претендовать на более высокие награды и отличия, чем тот, кто берег жизни. Маркиана Попова понизили в должности и звании, боевого генерала Чибисова перевели на преподавательскую работу. Этот перечень можно продолжить.
Слава, заслуженная казаками в ходе Великой Отечественной войны, была так велика, что сталинский режим, репрессировавший целые народы по обвинению в сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами, казаков не тронул. Впервые за всю историю советской власти военные суды не обвиняли всех казаков поголовно, а наказывали только тех, кто пособничал врагу или воевал против Родины. И это справедливо.
Трудно переоценить подвиг казаков в годы военных испытаний. Их мужество, беззаветная преданность воинскому долгу всегда будут примером для потомков. Ведь совсем не случайно в казачьем фольклоре до наших дней сохранились пословицы и поговорки о военной доблести казаков: «Будешь чужда держава с Россией шершава – казаки тебя мигом выгладят», «Казака можно убить, но нельзя победить!» [1, С. 82-83].
Заключение
История народов складывается тысячелетиями. Мир знает их забвение и возрождение.
Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда ни один народ не исчезает и не погибает полностью. Народы как волны океана: то прибывают к берегу, то отдаляются от него». Известный казаковед В.А.Потто в конце XIX - нач. XX вв. писал: «На широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная сила, которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении столетий делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое государственное дело...казаки... были тем летучим авангардом, за которым сомкнутым строем медленно ползли вереницы русских пахарей.»[28, С. 12.]
На 90-е гг. ХХ в. пришлось возрождение незаслуженно замалчиваемого в России народа - казаков. В изучении его истории мы опирались на политические, экономические и социально-культурные особенности этого русскоязычного субэтноса.
Развитие народности протекало под влиянием географического, природно-климатического, геополитического, экономического, и социального факторов, а также под воздействием взаимоотношений с соседями, взаимообогащением материальной и духовной культуры.
Этническая принадлежность - личный выбор. Каждый относит себя по родовым корням к определенному народу, компактно проживающему на той или иной территории, обладающему языковыми и социально-культурными особенностями.
Прошлое и настоящее переплетаются. Политики, порой, во имя узких интересов вторгаются в этническую историю и географию, обрекая на забвение целые этносы. В результате - отдельные народы представлялись приоритетными по сравнению с другими. Так случилось с казаками, которым в нач. XX в. властями упорно отводилась роль изгоя, даже не народности, а сословия. Их обрекли на вымирание, отобрав территории и передав народам -соседям, невзирая на вековые традиции, уклад, языковые особенности. Но в казаках «сработал» инстинкт самосохранения. Часть их в 1920-е гг. эмигрировала в зарубежье. Они приложили все силы к сохранению своей этничности: селились станицами, берегли уникальную культуру, тем самым сохраняли главное - статус народности.
Русский этнос, как сложная органическая, динамически развивающаяся система, включает в себя немногие родственные субэтносы, между которыми существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в пространстве и времени. Все они абсолютно равноценны, как равноценны части единого целого. Политикам было удобно «привязать» казака обращением его в сословный статус. Казаки по этому поводу бунтовали, но не отделяли себя от народа русского, как не отделяют себя от аварцев в Дагестане авароязычные народы (цезы, багулалы...), а от лезгин - лезгиноязычные (рутулы, цахуры...).
Русский историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России», не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям...» Т. о., сословиями мы называем классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями (диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру, обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных, законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи»[15, С. 117]. На Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.
Эта часть истории государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная социальная организация.
Уникальность этой военной организации, ее способность выживать и побеждать вызывает уважение и гордость. Военное искусство казаков, система подготовки будущих воинов, организация военных операций – все это вызывает восхищение.
В ходе исследования стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.
Несмотря на полную веротерпимость казаков, несмотря на постулат «каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.
Веками вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли казачьи «законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.
Казак считал себя защитником Веры. При этом не имело значения, где происходит сражение и кого казак защищает.
Уделом справедливости считалась Родина, но не географическая, хотя границы ее должны быть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал в любой точке мира.
В настоящее время казачество активно возрождается, этому способствуют проводимые правительством мероприятия в области законодательства. В подготовленном на федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на 2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевой Закон «О казачестве в Ставропольском крае». За период возрождения издано более 30 документов. Если бы все они работали, государство получало бы огромную пользу, ведь старинная пословица до сих пор жива: «Дерево сильно корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля 2003г. в составе Терского Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков. Не пожелавшие войти в госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много. Произойдет ли фактическое объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в 1577г. присягнули служить верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные стороны казачества и его теперешнего быта, оно представляет положительную силу, и песня его далеко не спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся решать проблемы его становления и развития. Проще и более результативно их решать на местах, не отмахиваясь, а грамотно увязывая традиции с современностью, личные интересы граждан казачьего рода с местными, региональными и общегосударственными интересами, нисколько не забывая о том, что за полтора десятка лет своего возрождения казачество России показало себя самым законопослушным народом из всех многочисленных малых народов в регионах с компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон о казачестве. Он способствует становлению казачьих общин на государственном уровне, регулированию их взаимоотношений с местным управлением, разрешит многие другие назревшие проблемы.
Литература
1. Алмазов Б.А. Казаки. – Спб., 1999.
2. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. – М.,1889.
3. Браламберг И. Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.
4. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону, 2001.
5. Венков А.В. Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.I, гл. 3-6. – Москва-Краснодар, 2000.
6. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке. Материалы исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.
7. Гордеев А.А. История казаков. Т. II. – М., 1991.
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.
9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.
10. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.- Спб, 2002.
11. Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М., 2003.
12. Дудко А.М. Велесова книга. Славянские веды.- М., 2002.
13. Егоров-Хоперский В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.
14. Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии XVIII-XIX вв. Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. - Ч.II. – Ростов-на-Дону, 1996.
15. Заседателева Л.Б. Терские казаки. Середина XVI- нач. XX вв. Историко-этнографические очерки. – М., МГУ, 1974.
16. Ивонин А.Р. Колупаев Д.В. Казаки на Алтае в XVIII-XIX столетиях. – Барнаул, 2003.
17. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.- М., 1988.
18. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928.
19. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.
20. Клычников Ю.Ю. Сбор российскими офицерами сведений о Северном Кавказе в конце 20-х- начале 30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы всемирной российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.
21. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. – Спб., 1996.
22. Мамонтов В.Ф. История казачества России. – Екатеринбург-Челябинск, 1995.
23. Матвеев О.В. Самосознание и самоназвание. Очерки традиционной культуры казачества России. Т.I, гл. 3,5.
24. Нарожный Е.И., Емельянов О.Б. «Городки» и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия в составе России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.
25. Никоновская летопись, ПСРЛ XII.- М., 1965.
26. Омельченко И.Л. Терское казачество.- ИР, Владикавказ, 1991.
27. Попов А. История о Донском войске. – Спб., 1814.
28. Потто В.А. Два века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.
29. Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече, 2002.
30. Трут В.П. Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.
31. Шенк В.К., Казин В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской Квартиры. – Спб.,1912. Репринт. – Спб., 1992.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12