Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].
Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета
Показатели |
Ед. изм. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г.* |
2005 г.* |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
17173,2 |
26138,3 |
36564,8 |
49991,8 |
63678,9 |
2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, без ФСЗН) |
млрд. руб. |
5747,1 |
8636,1 |
12210,6 |
16669,1 |
23413,6 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям |
млрд. руб. |
134,2 |
218,6 |
250,0 |
235,2 |
281,7 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами) |
% |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
1,4 |
1,2 |
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) |
% |
34,3 |
33,9 |
34,1 |
33,8 |
37,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП |
% |
33,5 |
33,0 |
33,4 |
33,3 |
36,8 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,5 |
0,4 |
*без учета ФСЗН
Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность республиканского бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов республиканского бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 3.4[46].
Таблица 3.4. Динамика чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005* |
Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб. |
134,2 |
218,6 |
250,0 |
235,2 |
281,7 |
Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб. |
312,6 |
243,6 |
227,3 |
171,1 |
228,9 |
Чистая кредиторская задолженность бюджета: - в млрд. рублей |
178,4 |
25,0 |
|
|
|
Чистая дебиторская задолженность бюджета: - в млрд. рублей |
|
|
22,7 |
64,1 |
52,8 |
- в процентах к доходам республиканского бюджета (без ФСЗН) |
3,1 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
*до заключительных оборотов
В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].
Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского
бюджета за 2001-2005 гг., %
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
НДС |
30,7 |
30,2 |
28,8 |
27,9 |
32,1 |
|
Налоги на доходы и прибыль |
16,6 |
12,7 |
13,4 |
15,6 |
16,1 |
|
Подоходный налог |
11,3 |
10,8 |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
|
Акцизы |
9,4 |
8,3 |
8,4 |
8,2 |
7,5 |
|
Доходы от внешней торговли |
6,4 |
7,3 |
9,6 |
8,0 |
9,2 |
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
5,3 |
5,3 |
6,0 |
6,9 |
6,7 |
|
Капитальные неналоговые доходы |
1,3 |
6,3 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
|
Прочие поступления в бюджет |
19,1 |
19,1 |
23,1 |
22,9 |
18,0 |
|
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11