Роль налогов в макроэкономическом регулировании

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН)  в  2005 году по сравнению с  2004 годом  выросла с  33,8  до 37,2%,  или на 3,4  п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов.  Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП  вырос  с 33,6 до 36,8%  в  сравниваемых периодах  (рост на 3,5 п.п.), а  недоимка снизилась с  0,5  до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета  (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН)  сократился  с  1,4%  на 1.01.2005  до  1,2%  на 1.01.2006 г.  По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей  и  по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].   



Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета

  

Показатели


Ед. изм.


2001 г.



2002 г.




2003 г.



2004 г.*




2005 г.*


1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

17173,2

26138,3

36564,8

49991,8

63678,9

2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными  и внебюджетными  фондами, без ФСЗН)

млрд. руб.

5747,1

8636,1

12210,6

16669,1

23413,6

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам  консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

2,3

2,5

2,1

1,4

1,2

5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)

%

34,3

33,9

34,1

33,8

37,2

    в том числе:







уд. вес доходов конс. бюджета  в ВВП

%

33,5

33,0

33,4

33,3

36,8

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,8

0,9

0,7

0,5

0,4

*без учета ФСЗН

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета  в  ВВП  в сопоставимой  с 2001 годом  структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года)  составила  34,6%.  Этот  показатель свидетельствует о выполнении  параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой  уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37%  ВВП.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за  2005 год  энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  11,7 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов  составила  1,04).

Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме  281,7 млрд. руб.,  то  кредиторская задолженность республиканского бюджета составила  228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета  равна  52,8  млрд. руб.,  или  0,2% от доходов республиканского бюджета  за  2003 г.  Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние  пять  лет, табл. 3.4[46].

Таблица 3.4. Динамика  чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005*

Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.

312,6

243,6

227,3

171,1

228,9

Чистая кредиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей

178,4

25,0




Чистая дебиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей



22,7

64,1

52,8

    - в процентах к доходам

республиканского бюджета (без ФСЗН)

3,1

0,3

0,2

0,4

0,2

*до заключительных оборотов


В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5.  В 2005  году  по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился –  10,3%, акцизы сократились – с 8,2%  до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].

Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского

 бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1


Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1


Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3


Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5


Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2


Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7


Капитальные неналоговые доходы 

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1


Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0


Итого доходов  (без доходов  гос. целевых бюджетных и внебюджетных   фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать