Некоторые схемы пирамиды продаж связаны и с другой проблемой: они могут быть построены так, что большую часть дохода дистрибьютор получает не от сбыта продукции, а от привлечения в бизнес новых членов, т.е. за счет их вступительных взносов.
Учитывая сказанное , можно заметить , что пирамида продаж лишается двух основных преимуществ сетевого маркетинга.
Во-первых, в сетевом маркетинге отсутствует прямая зависимость роста дистрибьютора от объема приобретаемого товара. Это означает , что человек , не обладающий большими средствами , имеет такой же шанс преуспеть в сетевом маркетинге , как и тот , что уже богат. Напротив, в пирамиде продаж чем больше продукции ее участник приобретает, тем на более высокую ступень пирамиды он попадает, т.е. для эффективного бизнеса необходимы большие вложения личных или заемных средств.
Во вторых в сетевом маркетинге продвижение в бизнесе происходит автоматически , по мере роста дистрибьюторской сети ( именно это является движущей силой продвижения участника сетевого маркетинга). Что касается пирамиды продаж , то здесь единственный способ продвижения к вершине пирамиды – вкладывание как можно больше денежных средств, на которые покупается больше продукции для последующей реализации (см. таблицу №.3)
Таблица № 3
Сравнительная характеристика пирамиды продаж и сетевого маркетинга
ПИРАМИДА ПРОДАЖ |
СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ |
1.Чтобы получить большой доход, необходимы большие вложения |
1. Минимальный объем первоначальных инвестиций |
2. Дистрибьюторы могут оказаться в ловушке: остаться с большой нереализованной партией товаров |
2. Юридическая гарантия выкупа поставщиком у дистрибьютора нереализованной продукции |
3. Доход в основном зависит от вложения в бизнес новых членов |
3. Отсутствие прямой зависимости дохода от вовлечения новых членов |
4. Самопродвижение практически отсутствует |
4. Самопродвижение по иерархической лестнице |
5. Цены устанавливаются в зависимости от положения участника в цепи |
5. Наличие установленных закупочных и продажных цен |
4 Правовое регулирование сетевого маркетинга в России
Надо отметить , что несмотря на сравнительную новизну сетевого маркетинга российского предпринимательства , госуправления уже обратили внимание на необходимость государственного руководства данной деятельностью в целях регулирования отношений между предпринимателями– организаторами и участниками многоуровневого сетевого маркетинга , защиты населения от проникновение на рынок некачественной продукции и услуг , а также ограничения условий для возникновения мошеннических пирамидальных образований.
Между тем пока нормативно-правовые акты в данной сфере принимаются только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации , где товарораспределение в форме сетевого маркетинга получило наибольшее распространение. Наиболее внимательно к внедрению элементов государственного регулирования маркетинга относится правительство Москвы, которое по новейшим направлениям предпринимательства, в том числе по вопросам сетевого маркетинга, издает соответствующие нормативно правовые акты и создает специализированные органы государственного управления.
Приведем терминологический аппарат , разработанный в правительстве Москвы для целей регулирования сетевого маркетинга. Он содержит следующие понятия.
Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ)- предпринимательская деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося стороной дистрибьюторского договора , который на его основе создает многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации товаров и услуг, выплачивая дистрибьюторам вознаграждение на разных уровнях за продажу товаров или услуг конечному покупателю, а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.
Дистрибьюторский договор ( далее- договор) – система договорных отношений предпринимателя с дистрибьютором о коммерческом представительстве дистрибьюторами предпринимателя при осуществлении действий в рамках МСМ.
Предприниматель- организатор и руководитель многоуровневой сети , являющийся стороной договора с остальными участниками многоуровневой сети.
Дистрибьютор- участник многоуровневой сети.
Многоуровневая сеть- структура , основанная на системе гражданско-правовых отношений, которые определяются условиями договора. Уровни сетей образуются по признаку зависимости вознаграждения дистрибьютора от деятельности рекрутированного им участника и всех последующих рекрутированных участников , вовлеченных в деятельность рекрутированным.
Рекрутирование- деятельность дистрибьютора , предусмотренная договором, которая заключается в привлечении потенциальных дистрибьюторов к участию в многоуровневой сети.
Вознаграждение- предусмотренная договором оплата деятельности дистрибьютора , которая выражается в выплате денег или ином виде , а так же в предоставлении преимуществ, привилегий, скидок, статуса, и т.д.
Конечный покупатель- покупатель товаров и услуг, распространяемых при помощи многоуровневой сети, не являющийся дистрибьютором.
Третья сторона- лицо, действующее в интересах предпринимателя вне рамок договора (агенты, склады и т.п.)
В целях упорядочения деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу на территории Москвы и повышению собираемости налогов создана Московская комиссия при Мэре Москвы от 2 октября 1998г №998-РМ.
Комиссия организует всесторонний анализ состояния и тенденций развития в сфере многоуровневого сетевого маркетинга и прямых продаж (П П), отрабатывает и вносит на утверждение Правительства Москвы его стратегические позиции в сфере МСМ и ПП и обеспечивает координацию действий органов исполнительной власти Москвы, предприятий и организаций при решении социально- экономических задач, связанных с МСМ и ПП, подготавливая предложения о необходимости принятия мер, обеспечивающих стимулирующий характер, эффективность налогообложения деятельности по МСМ и ПП.
Основной функцией Комиссии является деятельность по защите прав и интересов всех субъектов МСМ, в том числе потребителей, недопущению проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную, и опасную для человека деятельность.
Комиссия работает под непосредственным руководством председателя Комиссии, назначаемого на должность Мэром Москвы. Председатель руководит деятельностью комиссии , несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач, утверждает планы работ Комиссии. Решения Комиссии, принимаемые в пределах ее компетенции, доводятся до органов исполнительной власти в виде выписок из протоколов заседания Комиссии и рекомендуется к исполнению. В необходимых случаях Комиссия может выступать инициатором и ставить вопросы по выпуску распоряжений Мэра, Премьера и постановлений Правительства Москвы. В своей работе Комиссия руководствуется принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, разделения властей, коллегиальности, ответственности за принимаемые решения.
Основными задачами Комиссии являются:
· Обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Москвы, заинтересованных служб и ведомств , предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности т организационно правовой формы в решении социально-экономических вопросов , связанных с осуществлением деятельности по МСМ на территории Москвы;
· Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по усовершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с проблемами МСМ;
· Организация профилактических мер по предотвращению возникновения мошеннических образований , организованных по принципу МСМ;
· Рассмотрение перспективных направлений развития отрасли МСМ и ПП на территории Москвы;
· Выработка предложений по улучшению качества работы и повышения эффективности сетевого предпринимательства за счет использования компаниями МСМ и ПП средств электронной торговли в сети Интернет.
Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия вправе :
1. Вносить в органы исполнительной власти Москвы предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию;
2. Получать от органов исполнительной власти в Москве информацию по вопросам , относящимся к ведению Комиссии (она обязана выполнять установленные требования по использованию полученной информации);
3. Привлекать к работе Комиссии в установленном порядке представителей заинтересованных органов исполнительной власти по Москве и других организаций;
4. Создавать рабочие группы, секции, возглавляемые, как правило, членами комиссии, для разработки предложений по решению проблем, связанных с отраслью МСМ в Москве.
Указанное Положение предусматривает порядок формирования Комиссии , согласно которому включение в ее состав и исключение из него осуществляется распоряжением Мэра по представлению председателя Комиссии.
Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Мэра. В случае необходимости для осуществления этих функций Комиссия может принять решение о создании аппарата Комиссии. Положение об аппарате должно утверждаться Мэром.
Организация работы комиссии подробно регламентирована вышеуказанным Положением о ней.
В соответствии с Постановлением Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 25 августа 1998 г. № 20 Комитетом здравоохранения Правительства Москвы издан приказ от 15 октября 1998 г. № 563 предписывающий организовывать и осуществлять на хозрасчетной основе проведение в территориальных органах здравоохранения Москвы медицинских обследований участников МСМ, относящихся к декретированным группам населения, как работников предприятий и организаций , характер деятельности которых связан с производством , хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов.
Приложением к данному приказу установлен Перечень медицинских обследований участников многоуровневого сетевого маркетинга. Результаты медицинских обследований вносятся участникам МСМ в личные медицинские книжки единого образца , выданные и зарегистрированные в Центре Госсанэпиднадзора в Москве. Здесь также проводятся гигиеническая подготовка и аттестация знаний участников МСМ.
5 Принципы работы сетевой фирмы
Рассмотрим предполагаемые плюсы и минусы сетевого маркетинга на примере типовой сетевой фирмы. Для этого сначала ознакомится с основными положениями этой организации.
· Шаг №1: вы становитесь сотрудником фирмы - категория «дилер», то есть вы начинаете участвовать в бизнесе Компании;
· Шаг №2: вы привлекаете в свою группу 5 новых членов («дилеров») –становитесь «инструктором»;
· Шаг №3: вы имеете группу от 15 до 25 человек – становитесь «менеджером»
· Шаг №4: вы становитесь «старшим менеджером», то есть набрали группу от 35 до 60 человек и даже имеете возможность переехать в свой собственный офис.
Доход каждого дистрибьютора Компании складывается из 2-х составляющих – дохода от личных продаж и ежемесячного вознаграждения за работу в сети.
Доход от личных продаж – это разница между ценой по которой консультант реализует продукцию, и ценой склада.
Ежемесячное вознаграждение вы получаете при условии, что можете удержать свой статус в течение 5 месяцев (кроме «дилера»). Оно представляет из себя следующее:
· инструктор – 100$
· менеджер – 300$
· старший менеджер – 900$
При падении на 2 ранга вознаграждение за стабильную работу не выплачивается.
При работе с клиентами вы не должны нарушать требования, предъявляемые Кодексом и правилами Компании.
Таблица 4
Плюсы работы в Компании
|
Минусы работы в Компании |
Бесплатное обучение |
Отсутствие социального пакета |
Границы заработка не ограничены |
Большая конкуренция |
Расширение контактов |
Негативное отношение к сетевому маркетингу у покупателя |
Возможность построить карьеру |
При утере работоспособности (болезни…) пропадает и зароботок |
Реализация талантов, организаторских способностей |
|
Получение премий за стабильность в работе |
|
Заключение
За прошедшие 55 лет бизнес сетевого маркетинга превратился в законный и эффективный канал распределения, идеально приемлемый для новой волны, которая в скором времени захлестнёт мир бизнеса.
Сетевой маркетинг, основанный на неограниченном развитии способностей и возможностей человека, широко распространился по всему миру, захватив как развитые, так и развивающиеся страны, стал одним из важнейших социально-экономических факторов нашего времени. Разработанный более полувека назад, он дает любому человеку при желании стать предпринимателем и начать свой собственный бизнес при минимальных затратах.
К сожалению, в отечественной коммерческой практике сложилось неверное мнение, что МЛМ чуть ли не подпольный бизнес, его организационная основа – пирамида это во многом определяет несколько скептическое отношение клиентов.
Очевидным свидетельством того, что сетевой маркетинг уже сформировался как бизнес служит тот факт, что в настоящее время торговые операции с акциями более 20 сетевых компаний осуществляются в рамках системы автоматической котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров (США), а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть ещё немало компаний, готовых выпустить собственные акции, так как то обстоятельство, что финансовое положение сетевых компаний почти в два раза лучше аналогичного показателя традиционных корпораций, вызывает необычный интерес у инвесторов.
Список использованной литературы
1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное дело. - М.: Внешторгиздат, 1999.
2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004
3. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. - М.: Экономика, 1981.
4. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. - М.: «Март», 2000.