Шпинель. Синтетическая шпинель может быть самой различной окраски, и поэтому она имитирует не только природную шпинель, но и алмаз, сапфиры, рубин, изумруд, аквамарин, гранаты, турмалин, циркон, топаз, но все же имеются и некоторые различия. Так, синтетическая шпинель в отличие от природной характеризуется совершенной спайностью по кубу. В поляризованном свете при скрещенных николях у синтетической шпинели наблюдаются аномальное двупреломление, проявляющееся "муаровым" угасанием, а также узоры в виде тонких волосовидных полос, сеток или размытого черного креста.
Под микроскопом также видна неоднозначность природной и синтетической шпинели. Для природной шпинели характерны включения октаэдрических кристаллов шпинели, доломит, игольчатый сфен, альбит, апатит. Синтетическая шпинель, выращенная по методу Вернейля, как правило, не содержит каких-либо включений. Только изредка в ней наблюдаются овально вытянутые мелкие газовые пузырьки. Криволинейная зональность окраски для синтетической шпинели менее характерна, чем для вернейлевских корундов.
Изумруд. Умение отличить природный изумруд от синтетического имеет принципиальное значение. Дело не только в стоимости (за рубежом природный кристалл стоит в среднем в 2 – 3 раза больше синтетического, в нашей стране – изумруды одного цвета и качества стоят одинаково).
Изумруд выращивают двумя основными методами: раствор-расплавленным и гидротермальным. Существуют различные варианты этих методов. Соответственно возможно и получение различных свойств. Плотность синтетических изумрудов, выращенных раствор-расплавным методом, 2,64 – 2,67 г/см3, выращенных гидротермальным, – 2,67 – 2,69 г/см3, что в целом несколько ниже плотности природных изумрудов.
Спектры поглощения синтетических изумрудов отличаются от природных наличием двух полос поглощения с максимумами 420, 425 или 430 – 440 нм. В ИК-спектрах поглощения в синтетических изумрудах, полученных раствор-расплавным методом, отсутствует широкая полоса поглощения в интервале 3000 – 4000 см-1, что объясняется присутствием воды, а также отсутствует характерная для природных и гидротермальных синтетических изумрудов линия поглощения при 2400 – 2500 см-1, обусловленная двуокисью углерода.
Синтетические изумруды часто люминесцируют в ультрафиолетовых лучах глубоким постепенно усиливающимся красным цветом, нетипичным для природных. Однако в последние годы стали выращивать изумруды (П.Жильсон) с добавками железа, гасящими красную люминесценцию. Под светофильтром синтетические изумруды в отличие от природных, становятся ярко-красными.
Ряд отличий можно установить, исследуя камень под микроскопом. Природные изумруды часто имеют кулисо- и веерообразные или неправильной формы трещины с газово-жидкими включениями, что создает узор, называемый ювелирами "садом". Газово-жидкие и твердые включения гидроокислов и окислов железа бурого цвета могут заполнять каналы, ориентированные параллельно осям. В изумрудах также встречаются включения актинолита, тремолита, флогопита (в уральских и индийских), углистые непрозрачные включения, кальцит, доломит, биотит, молибденит (в южноафриканских, Трансвааль), тремолит, биотит, эпидот, турмалин, рутил, апатит (в австрийских). В природных изумрудах наблюдается прямолинейная зональная или зонально-секториальная окраска.
В синтетических изумрудах иногда наблюдаются зеркальные веерообразные или неправильной формы трещины, возникающие при обработке камня. В синтетических изумрудах, полученных раствор-расплавным методом, отмечаются газовые пузырьки, непроплавленные частички шихты, фенакит, ильменит и др. Иногда в таких изумрудах наблюдается тонкая зональность окраски, отличающаяся от природной.
В синтетических изумрудах, выращенных гидротермальным методом, иногда встречаются газово-жидкие включения, металлическая пыль, участки затравки.
Бирюза. Идентификация бирюзы представляет особую сложность. Синтетическая бирюза, полученная Жильсоном, имеет плотность 2,68 – 2,75 г/см3, показатель преломления 1,61. Установлено, что под микроскопом в этой бирюзе видны темно-синие угловатые или сферические, сплющенно-овальные частицы, как бы погруженные в более светлый субстрат, твердость которого, вероятно, более низкая. Капля разбавленной соляной кислоты впитывается природной бирюзой и скатывается с синтетической. Спектры отражения синтетической бирюзы в интервале 450 – 1300 см-1 отличаются от спектров природной, для нее характерны максимумы поглощения 1115, 1050, 1000 и 570 см-1 с более сглаженными с широкими пиками.
Советская синтетическая бирюза полностью соответствует природной (по термическим свойствам, микротвердости), однако плотность ее 2,3 – 2,4 г/см3, т.е. пониженная по сравнению с природной.
Глава 6. Имитация драгоценных камней из стекла
Стекло – наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрасе предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2 % кремнезема, окиси свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту. Этот сплав назван стразом. Для него характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Такое стекло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготовлять цветные стразы. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1 % кассиевого порфира, сапфирового – 2,5 % окиси кобальта, изумрудного – 0,8 % окиси меди и 0,02 % окиси хрома. Были разработаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели.
В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.
Итак, химический состав и физические свойства синтетических и соответствующих им природных камней одинаковы. Однако синтетические камни – это продукт труда человека, и изготовить их можно сколько угодно.
Природные камни – творения природы, число их ограниченно, обнаружить и добыть – трудно. Именно поэтому драгоценный камень в десятки, а иногда и в сотни раз дороже своих синтетических аналогов, несмотря на то, что синтетические камни по качеству и цветовым характеристикам часто значительно превосходят природные камни.
Ювелирные камни – прекрасное творение природы и человека. Природа не поскупилась, создав глубокое спокойствие сочно-зеленых изумрудов, умиротворенность синих сапфиров, пылкость красных рубинов, сказочную или страстную изменчивость белых и черных опалов, нежность розовых и голубых топазов, безбрежное море цветов, оттенков, рисунков. Человек, вдохнув в них свою душу, бережно, с любовью обработав их, придал им завершенность, законченность, превратил их в настоящие произведения искусства, призванные нести людям радость, наслаждение, вдохновение, а не горе и слезы, не быть предметом наживы и обогащения, а свидетельством богатства и огромной духовной мощи народа.
Применяющиеся в качестве имитации стекла могут быть различной прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие в тонких сколах, непрозрачные) и окраски. Физические свойства их зависят от состава, в основном от содержания свинца. Показатели преломления прозрачных стекол 1,44 – 1,77; твердость 5 – 7 по шкале Мооса; плотность 2 – 4,5 г/см3.
Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.
Стекла можно отличить по присутствию газовых пузырьков различной формы, иногда свилей, сгустков красителей. Кроме чисто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дублеты) и строенные (триплеты) камни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня. Такие подделки прекрасно видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости.
Стекла (и пластические массы) применяют для имитации полупрозрачных и непрозрачных камней: бирюзы, хризопраза, сердолика и др. Плотность и твердость их невысоки.
Авантюриновое стекло от авантюрина отличается физическими свойствами, а также наличием правильной трех- или шестиугольной формой включений медной стружки.
Выводы.
С древних времен человечество восхищалось драгоценными камнями, многие властители мира хотели владеть ими. Та же ситуация сохранилась и в наши дни. Многие конфликты в Африке и Индокитае своей причиной имеют перераспределение сфер контроля над алмазоносными и другими залежами драгоценных камней. Сейчас большинство добытых драгоценных камней используется уже не в виде украшений, не в виде ювелирных изделий, а для промышленных нужд, для алмазов, например, процент использования в промышленных нуждах составляет около 80%, и только около 20 % добытых алмазов используется в ювелирной промышленности. Поэтому с древних времен ученые старались добывать и изготавливать искусственные драгоценные камни, сначала для этого использовали стекло, разные виды его. В ХІХ веке первые работы по получению синтетических камней выполнил известный французский химик Анри Муассан, который в построенных лично печах при высоких температурах провел серию экспериментов по получению синтетических бериллов и корундов (изумрудов и рубинов), результаты были невелики. Муассану удалось получить только мелкие кристаллы камней. Но эти попытки были только началом. В ХХ веке удалось получить множество синтетических камней и их количество только возрастает. Сейчас большинство продаваемых в розничных сетях ювелирных изделий содержит именно синтетические камни, а природные довольно редки и дороги. Изготовление синтетических камней позволило населению приобщится к красоте камня.
Большие количества синтетических ювелирных камней используются не в ювелирной промышленности, а в приборостроении, точной механике, при производстве часов, в микроэлектронике.
Со временем будут разработаны новые виды кристаллов, которые найдут свое применение и в ювелирной практике.
Список использованной литературы.
1. Андреев В.Н. Огранка самоцветов. М., Росгазместпром, 1957. 172 с.
2. Балицкий B.C., Лисицына Е.Е. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. М., Недра, 1981. 158 с.
3. А. Банк Г.В. В мире самоцветов. М., Мир, 1979. 160 с.
4. Барсанов ГЛ., Яковлева М.Е. Минералогия яшм СССР. М., Наука, 1978. 112 с.
5. Власов К.А., Кутукова ЕМ. Изумрудные копи. М., Изд-во АН СССР, 1960. 220 с.
6. Т.Жабин А.Г. Жизнь минералов. М., Сов. Россия, 1976. 220 с.
7. Денискина Н.Д., Калинин Д.В., Казанцева Л.К. Благородные опалы, их синтез и генезис в природе. Новосибирск, Наука, 1980. 65 с.
8. Киевленко Е.Я., Сенкевич Н.Н., Гаврилов А.Н. Геология месторождений драгоценных камней. М., Недра, 1974. 328 с.
9. Минералы Узбекистана. Т. 2. Ташкент, ФАН УзССР. 1975. 335 с.
10. Минералогия и кристаллофизика ювелирных разновидностей кремнезема. Под ред. В.Г. Балакирев, Е.Я. Киевленко, Л.В. Никольская и др. М., Недра, 1979. 150 с.
11. Неверов О.В. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., Аврора, 1976. 156 с.
12. Орлов Ю.Л. Минералогия алмаза. М., Наука, 1974. 224 с.
13. Платонов А.Н. Природа окраски минералов. Киев, Наукова думка, 1976. 764 с.
14. Савкевич С.С. Янтарь. Л., Недра, 1970. 260 с.