Как правило, следует различать следующие категории бизнес-процессов:
n процессы сбыта продукции (горизонтальные), которые приносят доход бизнес-системе;
n процессы планирования и управления (вертикальные), обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации горизонтальных бизнес-процессов сбыта продукции;
n ресурсные процессы (вертикальные), обеспечивающие доставку и складирование продукции в точке непосредственного выполнения действия;
n процессы преобразования (вертикальные), являющиеся вспомогательными и необходимыми для изменения существующих технологий.
Практика выполнения консалтинговых проектов показала, что основными бизнес-процессами Службы логистики являются следующие:
Þ планирование передвижения товара (процесс планирования и управления);
Þ доставка товара от поставщиков (ресурсный процесс);
Þ складской учет полученного товара (ресурсный процесс);
Þ доставка товара в секции, магазины, мелкооптовые магазины и представительства (процесс сбыта продукции);
Þ контроль за передвижением товара (процесс планирования и управления).
В рамках бизнес-процессов Службы логистики осуществляется выполнение следующих основных функций:
Þ согласование сроков получения и отправки партий товара;
Þ анализ информации по транспортным агентствам;
Þ заключение договоров с транспортными агентствами;
Þ определение оптимального маршрута доставки товара;
Þ расчет показателей транспортных расходов;
Þ подготовка карты маршрута следования автотранспорта;
Þ планирование системы доставки партий товара;
Þ осуществление приема и хранения товара на складе компании;
Þ осуществление отгрузки товара со склада компании;
Þ сообщение торговым организациям и представительствам информации о предполагаемом времени прибытия автотранспорта;
Þ фиксация заявок секций и мелкооптовых магазинов;
Þ перевод отпущенного товара из резерва в экспедицию;
Þ отметка накладных, по которым товар был доставлен;
Þ учет товаров, возвращаемых торговыми организациями и представительствами;
Þ контроль маршрута движения товара;
Þ контроль процесса оприходования товара, поступившего на склад компании;
Þ контроль процесса отправки товара в торговые организации и представительства;
Þ контроль процесса возврата товара на склад компании.
Итак - компания закупает сырье и создает его запасы, которые хранятся на складе, из этого сырья производятся полуфабрикаты, которые до поры до времени могут содержаться на складе, полуфабрикаты со временем превращаются в готовую продукцию, которая до отправки потребителю, - находится на складе.
В итоге мы видим, что во всей логистической цепочке предприятия эффективное управление работой складского хозяйства приобретает исключительно важное значение. От того, как организована работа склада, зависит подача сырья и полуфабрикатов в производство, отгрузка готовой продукции - в конечном итоге, зависит своевременность доведения до потребителя товара необходимого качества, в нужное время, с меньшей себестоимостью.
1.2. Основные складские операции
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Склад является одним из основных элементов логистической системы, поэтому он должен рассматриваться не изолировано, а лишь как интегрированная составная часть всей системы логистики, которая и формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Склады встречаются во всех функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначениями и имеет свои особенности, которые во многом определяют политику технической оснащенности склада.
Эффективное функционирование складского хозяйства и входящих в него складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда проблем. К основным таким проблемам, с которыми фирмы сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов, можно отнести:
выбор между собственным складом и складом общего пользования;
определение количества складов и размещения складской сети;
выбор места расположения склада;
определение вида и размера склада;
разработка системы складирования.
Особенно актуальными данные проблемы становятся при вхождении фирмы на новые рынки сбыта, при изменении объемов потребления и территориальном распределении покупателей, усиливающейся конкуренции и целого ряда других факторов.
Большинство из них решается при стратегическом планировании деятельности фирмы в сфере распределения или снабжения. Проблема разработки системы складирования стоит достаточно остро как при строительстве нового склада или реконструкции действующих складских мощностей, так и при поиске наиболее рациональных технологических решений постоянно функционирующего склада.
Совокупность складских технологических операций по
n разгрузке,
n перемещению,
n распаковке,
n приемке,
n размещению,
n укладке,
n хранению,
n отпуску товаров,
составляет содержание внутрискладского технологического процесса.
Количество и характер складских операций зависят от ассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска товаров, степени механизации и автоматизации операций и других факторов. Общая схема технологических операций по обработке товаров на складе приведена на Схеме 1.
Рациональная организация складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:
· механизации и автоматизации технологических операций;
· оптимального использования площади и емкости складских помещений;
· организации сквозного "прямоточного" товарного потока;
· планомерности и ритмичности складских работ;
· полной сохранности товаров.
Всеми операциями по движению товаров на складе руководит менеджер (заведующий складом) , являющийся в ряде случаев одновременно и материально ответственным лицом. С учетом возможного большого количества одновременно производимых операций, связанных с приемкой и отпуском товаров, структурно возможно деление материально ответственного персонала склада, работающего непосредственно с товарами (грузами) на следующие группы: приемки, комплектации, отпуска (отгрузки), инвентарного контроля. При приеме на работу с данным персоналом заключают договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Освобождение любого материально ответственного лица от работы осуществляется только после сплошной инвентаризации и передачи материальных ценностей другому лицу.
Рассмортим организацию разгрузки и доставки товаров (грузов) к месту приемки. Поступивший транспорт с товарами должен быть в кратчайшие сроки разгружен и принят. Быстрота выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого подъемно-транспортного оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек, и т. п.) и четкой организации работ по разгрузке транспорта.
Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой является грузовая единица - некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются соответствие ее размеров транспортному средству и способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в процессе осуществления транспортировки и последующих операций. Согласованные размеры грузовых единиц, а также оборудование для их обработки позволяет эффективно использовать материально-техническую базу различных участников процесса на всех этапах движения материального потока. В качестве основания (платформы) для формирования грузовой единицы используются стандартные европоддоны , для автотранспорта, например, их размер 1200 х 800 или 1200 х 1000 мм. Исходя из этих размеров и определен базовый модуль упаковки.
В настоящее время существуют различные компьютерные программы, которые с одной стороны позволяют, зная параметры товара, подлежащего упаковке, его физические характеристики, определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортной тары и определить рекомендуемые варианты установки груза на поддон.
С другой стороны программы позволяют транспортнику или экспедитору, зная типоразмеры отгружаемого товара или количество грузовых единиц , осуществить оптимальную загрузку конкретного транспортного средства или оптимальное размещение на складском пространстве . Это может позволить в свою очередь снизить затраты на обработку партии груза. Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием - т.е. связыванием грузовой единицы и поддона в единое целое.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.
Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:
n высокую степень сохранности грузов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14