Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на­стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен­сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав­мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитывае­мой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии: по старости (по возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет.

Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с дейст­вующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законода­тельно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство со­держит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по ста­рости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии мень­шего стажа, чем требуется по общему правилу.

На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар­ных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.

Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страхо­вых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.

Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограни­чения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, по­ощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.

Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется по­средством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государ­ственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.

3. Финансовые основы пенсионной системы России

Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью ав­тономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях фе­деративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).

Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу­лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего­рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.

Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взно­сов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законо­дательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финанси­рование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий.

Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условия­ми исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.) формулам.

Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных пока­зателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пен­сий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужа­щим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.

Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюд­жетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР на выплату досрочных пенсий (безработным).


4. Организационная структура и управление

пенсионной системы


ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуще­ствляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Главные функции ПФР:

·        целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование рас­ходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

·        организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государст­венных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессио­нального заболевания или по случаю потери кормильца;

·        капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взно­сов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

·        контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступ­лением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рацио­нальным расходованием его средств;

·        организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета за­страхованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуаль­ном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

·        межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

·        участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударствен­ных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

·        изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

·        проведение  научно-исследовательской работы  в  области  государственного пенсионного страхования;

·        разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, от­носящимся к компетенции ПФР.

Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установлен­ных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пре­делы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифициро­ванный учет плательщиков и застрахованных граждан.

Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (еди­ная пенсионная служба).

Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсион­ной системы включает в себя:

·        региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;

·        региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непо­средственное назначение и выплату пенсий получателям;

·        Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях ко­торого имеет свои счета;

·        региональные отделения Сбербанка;

·        Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляют­ся практически все виды пенсионных выплат.

Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Ма­рий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурят­ский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионно­го обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий.

При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получате­лям, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в орга­ны Единой пенсионной службы.

Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. Затем на мес­тах с банковских счетов районного управления средства переводятся либо в мест­ные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пен­сии, либо, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы — доноры), излишек переводится региональным от­делением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Финансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядят следующим образом:

·        Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделе­ния ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Цен­тральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберега­тельные кассы — 10-15%, на альтернативные службы доставки — 4-5%. Собственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать