Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста

Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систе­му пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспо­собном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсион­ной системе на специальных условиях.

Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдель­ные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государст­венной власти и т.д.

Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспе­чения в основном получили отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует основные принципы пенсионного страхования:

·        единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;

·        всеобщность;

·        обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

·        государственная гарантия для всех застрахованных;

·        солидарность  материальных обязательств (между поколениями,  отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

·        федеральный (общенациональный) характер  собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов);

·        автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

·        поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем со­хранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего пе­риода жизни);

·        эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;

·        зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно­сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;

·        целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

·        возвратности пенсионных платежей;

·        зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно­сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);

·        индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы.

Объективными причинами большинства современных проблем функционирова­ния пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное не­выполнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначаль­но не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В на­стоящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

·        из государственных средств (в рамках государственного социального обеспе­чения),

·        из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионно­го страхования),

·        из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:

индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;

накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;

групповое страхование — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

В России до 1917 г. общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие пенсии своим членам, назывались пенсионными кассами.

8. Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ


За период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ (постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ»), разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений.

В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персони­фицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на основании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов всеми работающими. Введение персонифицированного учета должно осуществ­ляться в опережающем порядке, так как это создает предпосылки для последую­щих преобразований.

Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на исполь­зование указанных лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, пре­дусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивиду­альных лицевых счетов.

В целях осуществления дальнейшей работы в этом направлении принято По­становление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования». Для осуществления работ по обра­ботке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования распоряжением Правительства Рос­сийской Федерации от 9 июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуально-

го коэффициента для каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не толь­ко исчисление размера пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсион­ном обеспечении.

Позитивный сдвиг наблюдался в соотношении средней пенсии и средней зара­ботной платы в стране:

·        26% в 1992 году,

·        35-39% —в 1997-98 гг.

Однако этот сдвиг достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минималь­ной пенсий составляет 1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого за­работная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии.

В период после начала пенсионной реформы развитие системы негосударст­венного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования их деятельности. Это негатив­но отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пен­сионных фондов и низком уровне доверия к ним населения.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы явля­ется, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой — ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Прове­денные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной сис­темы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочно­го демографического прогноза.

Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обес­печения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосыл­ки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспече­ния, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансиро­вания пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численно­сти между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым суще­ственно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распреде­лительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспече­ния, которая включает в себя:

·        государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (тру­дового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенси­онного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пен­сионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;

·        государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств федерального бюджета;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать