Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.
В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатном учреждении одного человека обходится 300-400 грн. в месяц [10, c. 30].
Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престарелым и больным. Оказанием таких услуг занимаются патронажные медицинские сестры общества Красного Креста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в первую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг. [7, c. 46]
Адресная социальная помощь малообеспеченным семьям и нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов. Это новая форма помощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.
На адресную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный совокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).
Негосударственная пенсия отличается от государственной тем, что ее размер можно установить по собственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются государственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.
Главный критерий этой формы обеспечения — ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вкладчиками взносов в негосударственные фонды. За негосударственным сектором пенсионного обеспечения должна быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за деятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.
Виды социального обеспечения – это социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования [11, c. 316].
Социальные выплаты предоставляются в виде (пенсий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).
Важнейший вид социального обеспечения — пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеряются с заработком и выплачиваются в твердом размере.
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста
Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих детей. Пособия предоставляются в денежной форме и призваны выравнивать доходы семей, имеющих и не имеющих детей, стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государственными денежными пособиями.
В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.
Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые в установленных законодательством случаях [14, c. 278].
Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.
Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.
Но сейчас целевое назначение пособий сужается. Они становятся адресной помощью нуждающимся нетрудоспособным гражданам.
Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения.
Пособия можно классифицировать по социально-правовым основаниям их предоставления. Сущность этих оснований предопределяет не только целевое назначение пособий, но и продолжительность их выплаты.
Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:
1) временную нетрудоспособность;
2) безработицу;
3) деторождение;
4) несовершеннолетние дети;
5) прожитие нетрудоспособных граждан;
6) поддержание бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.
Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. [11, c. 167],который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” [11, c. 167].
Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.
Социальные пособия могут быть назначены:
1) по беременности и родам;
2) при рождении ребенка;
3) по уходу за новорожденным ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
4) родителям, занятым уходом за инвалидами с детства и детьми-инвалидами;
5) на детей, находящихся под опекой или попечительством;
6) на детей одиноким матерям;
7) на детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
8) на погребение члена семьи.
Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751[11, c. 557]
По продолжительности выплаты пособия делят на единовременные (разового характера), ежемесячные и периодические (табл. 1).
Таблица 1
Вид пособия |
Пояснение |
Пример |
Единовременные пособия |
Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах |
Пособие по случаю рождения ребенка |
Ежемесячные пособия |
Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом. |
Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми. |
Периодические пособия |
Назначаются для замены утраченного заработка |
Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности. |
По целевому назначению государственные пособия делятся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачиваемые как помощь вместо утраченного по уважительной причине заработка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны заработной плате (пособия по беременности и родам), в других — приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ребенком), в третьих — компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).
Во вторую группу включаются все иные виды пособий, которые предоставляются в качестве дополнительной помощи к основным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей-инвалидов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в законе.
Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за работников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.
Круг женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, определен ст. 10 Закона Украины “О государственных пособиях семьям с детьми”. К ним относятся не только работающие женщины на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и т. д.