Социально-медицинские аспекты вегетарианства и его значение для здоровья
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально-медицинские аспекты вегетарианства
и его значение для здоровья
Выполнил: студент
2-го курса гр. СР-061
Научный руководитель:
к.м.н., доцент Енцова Л.Л.
ВОЛГОГРАД 2008
Содержание
Глава 1. Развитие общественного движения вегетарианства 6
1.1 Развитие идей вегетарианства в историческом аспекте 6
Глава 2. Сущность вегетарианства с медицинской точки зрения 16
2.1 Биологические предпосылки вегетарианского стиля питания 16
2.2 Значение растительного рациона с медицинской точки зрения 19
Введение
В наши дни растущую роль играет вегетарианство, безмясное или чисто растительное питание. Существует много разновидностей вегетарианства: лактоововегетарианцы (едят молоко, сыр и яйца), лактовегетарианцы (молоко и сыр), веганцы (никаких продуктов животного происхождения), сыроеды (никаких вареных блюд), фруктоеды, или фрукторианцы (только фрукты). К тому же есть люди, особенно в России, употребляющие в пищу рыбу и считающие себя вегетарианцами. Между всеми этими группами проходит строгая граница: та, которая отделяет лактовегетарианцев от веганцев. Ведь потребление молока и сыра все-таки предполагает определенную форму животноводства, будь оно традиционное или промышленное.
Сегодня в промышленных странах Западной Европы и в США от 3 до 10% населения придерживаются одного из разных режимов вегетарианского питания. В США, по данным опросов, 12 миллионов человек живут на вегетарианской диете, в Великобритании - 3,5 миллиона, в Германии - 3. Подавляющее большинство вегетарианцев в западных странах являются лактоововегетарианцами или лактовегетарианцами, в меньшей степени присутствуют веганцы (в США полмиллиона, в Великобританнии 200 000), а строгих сыроедов и фруктоедов вообще очень немного. Все большее количество сторонников приобретает "частичное вегетарианство" ("Teilzeitvegetarier"), которые ограничиваются только "воскресным жарким" ("Sonntagsbraten").
Вегетарианство является в том числе и экономическим фактором. В 2003 году в Германии имелось 2148 магазинов натуральных товаров, торгующих исключительно вегетарианскими продуктами ("Reformhäuser"), с годовым оборотом в 658 миллионов евро. Кроме того, существует огромная сеть торговых точек, специализирующихся на биологических товарах ("Bioläden"), как правило, и так включенных в специальный отдел общих продовольственных магазинов.
Что касается распространения среди широкой общественности знаний о вегетарианстве - знаний о том, что можно жить без мяса и рыбы, - то уровень информации до новейшего времени везде был довольно низким, несмотря на то что вегетарианские движения в отдельных странах возникли уже в середине ХIХ века. Однако с середины 1980-х годов уровень осведомленности публики о растительном режиме питания значительно повысился. В первую очередь причиной тому является деятельность средств массовой информации. Газеты и журналы, радио и телевидение стараются довести до сознания потребителей как экономические и экологические, так и этические и в особенности медицинские проблемы того образа питания, который в современном обществе является преобладающим. В различных дискуссиях, рассказывая о причинах разных нарушений обмена веществ, о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях, представители медицины упоминают и о преимуществах растительного режима питания или лишь умеренного потребления мясных продуктов.
"Догма белка", господствующая в XIX веке, пошатнулась. "Пирамида пищи" общеизвестна: внизу как основа "здорового питания" – овощи и фрукты, в середине мучные продукты и картофель, а сверху – небольшое количество мяса и рыбы. Почти не осталось, даже в очень маленьких местечках, гостиниц или ресторанов, не предлагающих гостю, помимо традиционного второго блюда с мясом или рыбой, одно или несколько вегетарианских блюд. В студенческих и гимназических столовых этот режим играет определяющую роль, и не только в связи с сокращением расходов. В больницах растительный (вегетарианский) режим питания встречается реже, еще реже в домах престарелых - их обитатели по-прежнему любят придерживаться традиционных форм питания.
В России такое развитие вегетарианства пока еще только намечается; число вегетарианцев сравнительно невелико как в абсолютных, так и в относительных показателях. Между тем, в 1890-1917 годах именно в России возникло вегетарианское движение, которое получило значительное распространение. Оно было подавлено после Октябрьской революции, причем насильственными методами. Специфика социализации после 1917 года, и не в последнюю очередь национализация хозяйства, оставляла немного места для осуществления жизненных устремлений малых общественных групп. Тема "вегетарианство" была табуирована. Большая советская энциклопедия безапелляционно заявляла: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев"[2].
В настоящее время необходимо переосмыслить опыт вегетарианских общественных движений в прошлом и сформировать оптимальную позицию исходя из современных российских и общемировых реалий.
Цель данной работы – определить значение вегетарианства в общественной жизни граждан и его роль в формировании, укреплении и сохранении здоровья.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством выполнения следующих задач:
1. Изучить разновидности форм вегетарианства и динамику развития вегетарианского движения в историческом контексте;
2. Определить основные причины ведения вегетарианского образа жизни;
3. Определить медико-биологическое значение вегетарианства.
Глава 1. Развитие общественного движения вегетарианства
1.1 Развитие идей вегетарианства в историческом аспекте
В последние годы вегетарианство приобрело буквально всемирную популярность. Тысячи рецептов немясной кулинарии ежедневно предлагаются нам по телевидению, радио, в прессе. Политики и артисты, спортсмены и ученые, люди буквально всех профессий нынче увлекаются вегетарианской кухней и находят в ней пользу для себя.
Разновидности вегетарианства:
· сыроеды (растительная пища без кулинарии);
· строгое вегетарианство (только растительная пища);
· нестрогое вегетарианство (допущение продуктов животного происхождения кроме мяса животных);
· лактовегетарианцы (допускают молоко и молочные продукты);
· лактоововегетарианцы (кроме молока и продуктов из него допускают еще и яйца).
Иногда вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но допускает рыбу и изделия из нее.
Люди переходят на растительное питание по различным причинам. Во-первых, это здоровье. Вегетарианское меню, в отличие от обычного, поставляет нашему организму большое количество балластных веществ, витаминов и ненасыщенных жировых кислот. Недостаток же этих веществ, а также жирное, богатое холестерином питание, часто приводит к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и сердечным заболеваниям.
Второй и наиболее распространенной среди молодого и здорового населения причиной можно считать гуманность по отношению к животным, недовольство современными методами разведения и убоя скота, птицы и ловли рыбы. Массовое производство, когда животные получают с кормом различные химические или гормональные добавки, привело, по мнению вегетарианцев, еще и к тому, что вкус и качество мяса заметно ухудшились.
Итак, среди причин вегетарианства можно выделить следующие:
· этические (протест против мучительных способов умерщвления животных либо против убийства животных как такового);
· медико-гигиенические (польза для физического здоровья);
· эстетические (связанные с неприятностью ощущений, испытываемых при восприятии убоя животных и последующей мясопереработкой);
· экологические (протест против уничтожения лесов ради пастбищ, загрязнения окружающей среды отходами животноводства и др.);
· экономические (затратная нецелесообразность мясоедения).
Отказ от потребления мяса мы находим уже в античные времена, начиная с пифагорейцев VI века до н.э. и вплоть до неоплатоника III века н.э. Порфирия. Древние греки считали растительную пищу основной; мясо играло важную роль во время жертвенных и праздничных ритуалов. Таким образом, не физиологические соображения заставляли философские движения отказываться от мясной пищи, а религиозные предубеждения, в том числе вера в переселение душ (метемпсихоз), а также сложившийся стереотип, что жестокое обхождение с людьми связано с жестокостью по отношению к животным [9]. Христианская церковь на Западе и на Востоке с самого начала вела борьбу с вегетарианскими учениями, увидев их связь с различными религиозными сектами. Например, секта богомилов, возникшая на Балканах (Х-ХIV века), и катары во Франции и Италии (ХII-ХIV века) отказывались от употребления мяса. Средние века и Ренессанс почти не знали вегетарианства в современном смысле. Ревностные противники животной пищи, вроде Леонардо да Винчи, являлись скорее исключением из правил. Но Ренессанс, вновь открывая античную культуру, тем самым подготовил путь для нового вегетарианского движения. Впоследствии вегетарианцев подчас называли "пифагорейцами".