Правительство Германии осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль за соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.
Финансирование экспорта осуществляется специальным кредитным институтом – экспортным банком, образованным 29 частными коммерческими банками, а также инвестиционным банком, представляющим экспортные кредиты зарубежным заказчикам, в том числе и инвесторам в развивающихся странах. Как и в других странах, кредитование экспорта в Германии тесно связано со страхованием кредитов: немецкий экспортер обязан брать на себя часть риска, связанного с экспортной сделкой. Так, общество «Гермес» страхует экспортера от различных категорий рисков, включая несостоятельность и неплатежеспособность должника, ущерб, причиненный в результате конфискации, отказа в выдаче лицензий, стихийных бедствий и т. д. Кроме того, государство активно содействует фирмам в участии в международных выставках и ярмарках, рассматривая их как классический инструмент поощрения экспорта товаров, особенно наукоемких и инновационных.
Экспортные лицензии постепенно утратили свое значение в рамках мероприятий по форсированию экспорта Германии, тем не менее, экспорт из Германии отдельных категорий товаров лицензируется. Уменьшилось и значение таможенных пошлин в системе мер регулирования импорта в Германии, которые в настоящее время используются главным образом для контроля над осуществлением импортных ограничений и обеспечения выполнения санитарных норм. Действующий таможенный тариф состоит из двух частей: единого тарифа ЕС и национального тарифа. Согласно антидемпинговому законодательству, правительство может применять антидемпинговые таможенные пошлины, представляющие собой таможенное обложение в размере демпинговой разницы
Что касается стимулирования импорта, то с целью обеспечения поставок в Германию минерального и энергетического сырья, правительство осуществляет ряд программ, направленных на содействие частным фирмам в осуществлении импорта важнейших сырьевых товаров и энергоносителей, а также на освоение за рубежом новых источников полезных ископаемых.
Германия принимает активное участие в работе различных органов и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами международной торговли. На переговорах в рамках ВТО Германии выступает за дальнейшую либерализацию внешней торговли: снижение ставок таможенных тарифов и ослабление нетарифных барьеров.
Итак, внешняя торговля является для Германии одним из основных направлений международных экономических отношений и неразрывно связана с национальным производством страны. Как выяснилось, внешняя торговля определяет динамику экономического роста Германии, и основные потоки производственных факторов направлены в сектора, ориентированные на внешние рынки. Поэтому роль и место Германии в мире во многом определяется конкурентоспособностью ее продукции и успешностью внешнеторговой стратегии.
§3.2 Российско-Германские отношения.
Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи Германии после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.
На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%.
Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью.
Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.[39]
В структуре российского экспорта и импорта доля готовых товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.
Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и Германии торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.
Примерно 32% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, но лишь 8,2% из них – прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.[40]
Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей, совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.
Основным организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного характера. Ряд крупных регионов России разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и проектов для сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13