На спецсессии Евросовета в Тампере, посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание совместной системы предоставления убежища.
На сессии Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры, призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях.
Для того чтобы обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения, необходимы широкая адаптация и изменения институциональных рамок союза.
Дальнейшее существование институциональных структур, изначально предусмотренных для 6 стран ЕЭС, в условиях расширения невозможно. Поэтому в феврале 2000 г. ЕС созвал межправительственную конференцию с целью подготовить свои институты к предстоящему расширению и создать условия для приема новых членов самое позднее к началу 2003 г.
Европа в XXI веке. Европейские сообщества и Европейский Союз с момента своего возникновения имели большую притягательную силу не только как процветающий экономический союз, но и как политическая сила и сообщество демократических ценностей. В 1997 г. ЕС отметил 40-летие подписания Договора о создании ЕЭС. В 1957 г. участниками ЕЭС были шесть государств, а сегодня в состав Европейского Союза - после вступления в него Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Португалии, Испании, Австрии, Швеции и Финляндии - входят уже 15 стран.
Успех переговоров по Амстердамскому договору показал: европейцы намерены открыть новую главу в своей совместной истории. От успеха усилий в этом направлении зависит то, какую роль Европа и каждая европейская страна будут играть в следующем столетии.
Перед Европой стоят две грандиозные, возвышающиеся над всеми остальными задачи. Первое: во всей Европе должны воцариться свобода, мир и процветание, чего ЕС уже добился для своей части континента. Перед ЕС стоит задача преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом, и создать связующее начало. Германия внесет в это свой вклад.
Второе: в условиях процесса глобализации Европа должна обрести прочное место.[28] Другими словами, она должна быть в состоянии успешно противостоять растущей глобальной конкуренции товаров, стоимости рабочей силы и условий для экономической деятельности, которую влечет за собой переход от эпохи промышленности к эпохе информации. Добиться этого на одном лишь национальном уровне уже невозможно.
2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. На практике это выглядит так: - С 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могут производиться в евро.
Кроме того, евро может использоваться в деловой сфере, например, при заключении договоров, если того пожелают партнеры.
1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве законного платежного средства и действуют по сегодняшний день.[29]
Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая 1998 г. имеет исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их Центробанки станут частью Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".
Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы" утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная цель - обеспечение стабильности цен и по возможности поддержка общей экономической политики в рамках союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость между их экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.
Евро имеет потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой, инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.
Доля европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом ВВП составляет 19,4 проц., в мировой торговле -18,6 проц. Для сравнения: доля США в мировом ВВП -19,6 проц., в мировой торговле - 16,6 проц.; доля Японии соответственно 7,7 проц. и 8,2 проц.[30]
ЕС во все большей мере становится политическим союзом. Гражданин одного из государств-участников ЕС одновременно является и гражданином союза. Союзное гражданство дает, прежде всего, право при определенных условиях свободно передвигаться и проживать во всех государствах союза, активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский парламент и в местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в каком-либо государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза имеют право на консульскую защиту в третьих странах, если его родное государство не имеет там своего представительства. Они имеют право подавать петиции в Европейский парламент, а через назначаемого Европарламентом уполномоченного по делам граждан жалобы на деятельность органов ЕС.
В области правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают, прежде всего, в борьбе с организованной преступностью, которая в значительной мере оперирует в международном масштабе и представляет собой растущую угрозу для внутренней безопасности в Европе. Торговцы наркотиками и людьми не должны получать выгоду от объединения Европы. Еще одной важной сферой является гармонизация политики в области предоставления убежища и политики в отношении беженцев.
На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь, снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах, решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-topeople".
Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры для демократической Европы.
Наряду с дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ концентрирует свое внимание, прежде всего, на приобщении к европейским структурам новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С помощью широких консалтинговых программ и программ по оказанию помощи, которые частично финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ, Совет Европы содействует развитию демократического процесса реформ и гармонизации правовых стандартов в центрально- и восточноевропейских странах.
Среди 174 конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в частности, назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и унизительного обращения или наказания, Европейскую социальную хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека в области биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в постоянно действующий Европейский суд по правам человека, начавший функционировать 3 ноября 1998 г. 1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял новый пост комиссара СЕ по правам человека.
Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 проц. Наряду с материальным вкладом значение имеет и идейный вклад.
Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность.[31] Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах.
Поэтому постоянны представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков по вопросам демократической стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ соотношения расходов и пользы.
Германия использовала председательство в Комитете министров для того, чтобы внести свои приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации детей.
Вехами в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ. В настоящее время наряду с заседаниями Комитета министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по желанию - переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой поддержке германского МИДа издал на трех языках сборник всех своих конвенций Долгосрочной целью остается превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для этого, однако, требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести соответствующие поправки в устав организации.
Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5 декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25 государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный и третейский суд расположен в Женеве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13