Прогнозируемая обстановка на предстоящий период, в дополнение к изложенным выше факторам будет осложняться следующими обстоятельствами:
1. Весовые характеристики изъятия контрабандно перемещаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре контрабанды наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы;
2. Возможности повышения эффективности таможенного контроля на наиболее наркоопасном центрально-азиатском направлении сдерживаются идущими объективно необходимыми процессами интеграции стран СНГ и формирования таможенного союза и поэтому требуются новые решения;
3. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов и анальгетиков. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита;
4. В крупномасштабных операциях, связанных с контрабандой наркотиков и прекурсоров, все более активно будут использоваться международные грузовые перевозки в адрес как реально существующих, так и фиктивных юридических лиц;
5. Поскольку организованные преступные группы, действующие на региональном и местном уровнях, заинтересованы в контактах с международными и зарубежными структурами наркобизнеса как в источнике валютных поступлений, борьба с контрабандой наркотиков будет все более приобретать характер борьбы с организованной преступностью;
6. В ближайшее время возрастет опасность контрабанды наркотиков в Россию из Украины, где имеются значительные площади посевов опийного мака. Можно предположить возможность увеличения контрабанды продуктов переработки мака - ацетиллированного опия, морфина и появление контрабанды героина. Наиболее вероятным каналом для транспортировки украинских наркотиков в Россию будет территория Белоруссии;
7. Следует ожидать роста контрабанды синтетических стимуляторов, наркотикосодержащих и психотропных лекарственных препаратов в Россию из государств Прибалтики, Польши, Германии и Голландии;
8. Одновременно с увеличением контрабандного ввоза препаратов эфедрина из КНР будут предприниматься попытки ввоза таких препаратов из стран Восточной Европы. Основным направлением нелегального перемещения эфедрина будут крупные города в центральных областях России;
9. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака на территории КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда;
10. Международными экспертами отмечается рост незаконного производства амфетаминов в странах «Золотого треугольника» и их контрабанда в страны Европы. Этот процесс обязательно коснется и Российской Федерации.
Сложившаяся наркоситуация в Российской Федерации и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности.
Вопрос 3. Сущность и значение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества.
Организация Объединенных Наций, признавая, что отсутствие эффективных мер контроля над наркотиками способно превратить их незаконное распространение в широкомасштабную угрозу здоровью людей и общественному прогрессу, приняла три международные конвенции: 1961 г. (о наркотических средствах), 1971 г. (о психотропных веществах) и 1988 г. (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Участницей этих конвенций сегодня стала и Российская Федерация. Они составляют правовую основу международного контроля над наркотиками.
Значительное увеличение в последнее десятилетие незаконного оборота наркотиков, негативные тенденции развития наркотической ситуации в стране в целом свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одной из основных причин такого положения являлось несовершенство законодательства, неадекватного сложившейся ситуации и потребностям правоприменительной практики.
Нельзя сказать, что наше законодательство полностью не отвечало международным нормам и требованиям конвенций. Однако оно требовало определенной корректировки и систематизации.
Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации в связи с имевшимся «законодательным вакуумом» регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и продолжена в 1993-1997 гг. по инициативе некоторых депутатов, а также заинтересованных министерств и ведомств. Работа над законопроектом в Государственной Думе Российской Федерации велась с первых дней ее созыва и к концу 1997 года была практически завершена.
8 января 1998 года Закон был подписан Президентом Российской Федерации, опубликован в «Российской газете» 15 января 1998 года и вступил в силу 15 апреля 1998 года.
Впервые в практике борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон, регулирующий правовые и организационные основы деятельности в данной сфере. Это событие имеет значение не только для российского государства, но также и для международного сообщества государств.
Федеральный закон состоит из 8 глав:
- общие положения;
- организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;
- особенности лицензионной деятельности;
- условия осуществления отдельных видов деятельности;
- использование наркотических средств и психотропных веществ;
- противодействие их незаконному обороту;
- наркологическая помощь больным наркоманией;
- заключительные положения.
Что нового мы видим в положениях Федерального закона?
В нем конкретизируется предмет преступных посягательств - это наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Впервые в законодательном акте дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии международного права, что способствует единообразному толкованию основных терминов, используемых в практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков специалистами различных ведомств.
К примеру, дано определение понятия наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, из которых или с помощью которых изготавливаются наркотики), а также их законного и незаконного оборота.
В следственно-судебной, экспертной и медицинской практике впредь необходимо учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в трактовке закона становятся таковыми, если они включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества распределяются по 4 спискам:
- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №1);
- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №2);
- Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №3);
- Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами. Российской Федерации (далее-Список №4).
Указанный Перечень в соответствии со ст. 2 Закона уже утвержден Правительством Российской Федерации по представлению Минздрава и МВД России и официально опубликован.
Одновременно с утверждением Перечня постановлением Правительства Российской Федерации установлен порядок внесения в него изменений и дополнений.
Отдельно следует остановиться на психотропных веществах. Ранее в российском законодательстве такого понятия не было, а вещества, классифицируемые в международном праве как психотропные, в России включались в списки наркотических средств и сильнодействующих веществ. Вместе с тем контроль за легальным оборотом этих веществ и средств в нашей стране в полном объеме соответствовал требованиям международных конвенций.
Несмотря на то, что в соответствии с новым Законом существует деление контролируемых веществ на наркотические средства и психотропные вещества, все-таки перечень и списки, утвержденные Правительством в соответствии с данным законом, не в полном объеме соответствуют спискам, утвержденным международными конвенциями. По-прежнему часть психотропных веществ, контролируемых в соответствии с конвенциями, в России относится к сильнодействующим веществам, а наиболее опасные из них для здоровья человека отнесены к наркотикам.
В целом в соответствии с Перечнем в России контролируется больше наркотических средств и психотропных веществ, чем это предусмотрено международными конвенциями. Так, национальный Список №1 включает в себя 161 наркотическое средство и психотропное вещество, в том числе 102 внесены из списков Конвенции 1961 г., 30 - из Конвенции 1971 г., 1 - из Конвенции 1988 г. и 28 веществ, контроль над которыми установлен российским законодательством.
В Список № 2 включено 54 наркотических средства и психотропных вещества, соответственно 17 - из списков Конвенции 1961 г., 15 -1971 г. и 22 взяты под контроль в России. Список № 3 состоит только из 17 психотропных веществ, 11 из которых контролируются в соответствии с Конвенцией 1971 г., 6 - только в России.