Кроме Перечня и списков, утвержденных в соответствии с данным Законом, в России есть Список сильнодействующих веществ, контроль над которыми осуществляется в соответствии с Конвенцией 1971 г., но утвержден этот Список Постоянным комитетом по контролю наркотиков. В этот Список включено 105 наименований различных веществ, в том числе 62 контролируются указанной Конвенцией, 7 - Конвенцией 1988 г., а 36 контролируются Россией дополнительно.
Завершается глава общих положений ст.ст. 4 и 5, определяющими государственную политику в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, которая строится на принципах государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, ее лицензирования, приоритетности мер по профилактике наркомании, правонарушений в этой области и др.
На осуществление основных видов деятельности Закон установил государственную монополию, в частности, на разработку, переработку, изготовление, производство, экспорт, импорт, распределение, уничтожение наркотических средств и культивирование наркотикосодержащих растений.
Осуществление любых видов деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации теперь законодательно запрещено физическим лицам, что усиливает меры контроля.
Глава 2 Закона определяет организационные основы деятельности в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.
В ст. 6 (ч.1) предусмотрена возможность образования специального федерального органа для решения задач в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту. Однако в условиях недостаточного бюджетного финансирования создание каких-либо дополнительных специальных самостоятельных структур оказалось пока невозможным. С учетом этого указанная координирующая функция отнесена к компетенции созданной в 1994 году Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
В соответствии с Законом впервые в стране вводится специальный контроль инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотиков. Установлено, что Правительство определяет перечень контролируемых инструментов и оборудования и правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию России и вывоза с нее, уничтожения.
Правительству также предоставлено право устанавливать порядок допуска лиц к работе с наркотиками.
Третья глава целиком посвящена особенностям лицензионной деятельности. В соответствии с Законом на все виды деятельности, связанные с легальным оборотом наркотических средств, требуется получение лицензии в специальном лицензионном органе. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законодатель определил основные требования к лицензионной деятельности и отразил особенности лицензионных требований и условий выдачи лицензий.
В Законе закреплено положение, в соответствии с которым любое решение о выдаче, прекращении или приостановлении действия лицензии должно быть доведено до сведения соответствующих органов внутренних дел.
Законом налагаются дополнительные ограничения при выдаче лицензий на право занятия деятельностью, связанной с легальным оборотом. В частности, в руководстве юридического лица должны быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, а среди сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, не должно быть судимых или привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие или особо тяжкие преступления либо преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также наркоманов и алкоголиков.
Закон вводит новый вид лицензий на право использования объектов и помещений для производства, хранения и реализации наркотических средств и психотропных веществ. Лицензирование деятельности существовало и ранее, а вот лицензирование объектов впервые установлено в соответствии с рекомендациями ООН.
Значительная по объему 4 глава Закона посвящена условиям осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Наибольшее значение имеет ст. 14, в соответствии с которой оборот наркотиков, внесенных в Список №1 (то есть запрещенных в легальном обороте), допускается только в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. То есть легальный оборот веществ, включенных в этот список, практически в стране запрещен.
При этом проведение экспертиз с использованием наркотических средств и психотропных веществ или их идентификация разрешается юридическим, лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии. Без лицензии используются наркотики и в оперативно-розыскной деятельности субъектами, ее осуществляющими.
Впервые законодательно введено ограничение на оборот прекурсоров, то есть веществ часто используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
Прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, внесены в Список №4.
В данный Список включены все 22 прекурсора из Списков №1 и №2 Конвенции ООН - 1988 года, а также четыре химических вещества, которые в России наркоманы стали наиболее часто использовать для изготовления наркотиков (красный фосфор, метилэфедрин, норпсевдоэфедрин, фенилпропаноламин).
Юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры только при наличии лицензии на указанные виды деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд (ст. 30 Федерального закона).
В целях ужесточения контроля за использованием прекурсоров и повышения ответственности за незаконную деятельность с наиболее распространенными из них, они внесены в Список №1 Перечня и списки сильнодействующих и ядовитых веществ.
Лизергиновая кислота отнесена к наркотическим средствам, а норпсевдоэфедрин - к психотропным веществам Списка №1, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Ответственность за незаконный оборот этих веществ наступает, как и за наркотические средства.
Не менее примечательным является положение Закона, в соответствии с которым производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список №2, осуществляется по лицензиям в пределах государственных квот государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, и приватизация их запрещается.
Производство и изготовление веществ, внесенных в Список №3, может осуществляться также только по лицензиям, но уже любыми юридическими лицами независимо от форм собственности.
Законодатель определил порядок культивирования наркотикосодержащих растений, разрешив его только по лицензиям государственным унитарным предприятиям и в пределах государственных квот.
И, наконец, в этом разделе закреплена обязанность юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земельных участков, уничтожать произрастающие на их участках наркотикосодержащие растения, включенные в Перечень. Эта законодательная мера, на наш взгляд, сможет активизировать работу по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений, которыми у нас в стране засорено более 1 млн. га земель.
Несомненный интерес представляют положения главы пятой Закона. Необходимо особо остановиться на ст. 31 - использование наркотических средств в медицинских целях. Закон установил, что в медицинских целях могут использоваться только средства, внесенные в списки №2 и №3. Использование этих наркотических средств в медицинских целях запрещено частнопрактикующим врачам.
Запрещено также лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список №2.
В этой же главе Закона определен порядок использования наркотических средств и психотропных веществ для лечения транзитных пассажиров, для применения в ветеринарии, в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Определен порядок отчетности, инвентаризации и регистрации операции с наркотиками.
Одной из существенных новелл главы шестой Закона, посвященной противодействию незаконному обороту наркотиков, является восстановление запрета на потребление наркотических средств без разрешения врача, которое существовало ранее в России.
Немедицинское потребление наркотических средств представляет значительную общественную опасность. Во-первых, наркотики - это не алкоголь или табак, оборот которых находится под специальным государственным и международным контролем. Во-вторых, последствия потребления наркотиков гораздо более пагубны для человека, здоровье которого небезразлично для общества. Кроме того, потребление наркотиков носит, как правило, групповой характер, что во многом предопределяет вовлечение в наркоманию несовершеннолетних и молодежи.
Кроме запрета на потребление наркотиков Закон ввел еще один немаловажный и крайне актуальный сегодня запрет на пропаганду и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 46). Так, запрещается пропаганда наркотиков, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и распространения в компьютерных сетях указанных сведений.
Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно, включенные в списки №2 и №3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Введение норм, запрещающих пропаганду и рекламу наркотиков, является, несомненно, существенным вкладом в области организации противодействия незаконному обороту, так как некоторые средства массовой информации превратили сложную проблему в некую привлекательную и даже занимательную область рекламной индустрии.
Сегодня газета, радио, телевидение, это тот источник информации, который способен донести до сознания простого обывателя всю остроту проблемы злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота и помочь убедиться в необходимости принятия конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации.
В Законе содержится также комплекс мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Например, в указанных целях в стране вводится контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств и прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, включенных в Перечень, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок указанных веществ.
Введение подобного контроля направлено на пресечение изготовления и перемещения контролируемых веществ, поскольку определяются так называемые криминогенные регионы, в пределах которых вводится специальный контроль. При этом должностные лица контролирующих федеральных органов (МВД, ФСКН, ГТК, ФСБ и др.) вправе производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляется незаконная перевозка или пересылка наркотиков.
Закон установил правовые основания для проведения таких методов оперативно-розыскной деятельности, как контролируемая поставка и проверочная закупка.
До принятия Закона нуждалось в более четком правовом регулировании и проведение проверочных закупок, то есть операций по приобретению наркотиков, а также сырья и оборудования для их производства, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Важную профилактическую роль может сыграть статья Закона, предоставляющая возможность ликвидировать в судебном порядке юридическое лицо, предоставляющее услуги (в том числе рестораны, кафе, бары, казино, дискотеки и др.), в случае непринятия со стороны его администрации мер по устранению причин и условий для распространения наркотиков в помещениях указанного юридического лица.
С вступлением в силу Федерального закона создана законодательная база для оказания больным наркоманией наркологической помощи (глава 7). Каждому больному наркоманией гарантированы государством обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.
При этом лечение является исключительной компетенцией учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, а иные виды медико-социальной помощи могут осуществляться и частными учреждениями по соответствующим лицензиям.
Заключение
В целом государственная политика, выраженная в Законе, направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотиков, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконными действиями с наркотиками и их прекурсорами.
Литература
1. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №2, ст. 2198.
2. О лекарственных средствах: Федеральный закон РФ от 22 июня 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №26.
3. Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ №840/320/388/726/530/585 от 9 ноября 1999 г.
4. Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения: Постановление Правительства РФ №260 от 6 марта 1996 г.//СЗ РФ, 1996, №12, ст. 1136.
5. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ: Постановление Правительства Российской Федерации №278 от 16 марта 1996 г.//СЗ РФ, 1996, №13, ст. 1350.
6. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998 г.//СЗ РФ, 1998, №27, ст. 3198.
7. Калачев Б.Ф., Рогозин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом// «Вестник МВД России», 1999, №1. - С. 69-79.
8. Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). - М.: Академия МВД России, 1997.
9. Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции (16-17 декабря 1997 года). Выпуск 1 и 2. - М., 1998
[1] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[2] См. там же.
[3] См. там же.
[4] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[5] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[6] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[7] См. там же.
[8] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[9] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
[10] См. там же.