Современные концепции регулирования международных отношений

2.3.Выполняемые функции

 

        Функции, выполняемые международными организациями, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. С точки зрения международной экономики наиболее важными являются следующие основные функции:

§        Содействие – организация международных конференций, сбор и анализ статистических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров. Страны предоставляют в международные организации, занимающиеся содействием, только те данные, которые правительство считает нужным предоставить, и зачастую это ограничивается просто подпиской на текущие статистические и аналитические публикации, которые пополняют собой архивы и библиотеки. Эти функции выполняют, например, секретариаты Парижского клуба или Совета сотрудничества стран Персидского залива.

§        Наблюдение – содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наблюдение осуществляется в основном с помощью анализа вторичных источников, на основе которых секретариат готовит доклады, и путем обмена политическими декларациями во время сессий. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, - ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики. Однако никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

§        Надзор – более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Правительства, подписавшие устав международных организаций, осуществляющих надзор, обязаны с определенной частотой принимать у себя мисси экспертов из этих организаций и предоставлять им помимо текущих публикаций также и первичную информацию, отвечать на их вопросы и быть максимально откровенными. Содержание дискуссий, по желанию правительства, может оставаться конфиденциальным и не обнародоваться международной организацией, с которой велись дискуссии. Типичный пример – МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставления им опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем. Практически, однако, страны-члены могут игнорировать такие рекомендации.

§        Регулирование – надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих норм и механизмов принуждения к их использованию. Регулирование в международной экономике основано на том, что страны добровольно принимают решение о создании международного механизма решения тех или иных проблем, договариваются о принципах его функционирования и о том, как они будут совместно наказывать те страны, которые не будут следовать принципам, под которыми они сами же подписались. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

        Содействие – наблюдение – надзор – регулирование исчерпывают весь спектр ключевых функций, которые могут возложить на себя международные организации. По сути, все эти функции многостороннего регулирования основаны лишь на доброй воле участвующих стран. Если правительство той или иной страны не видит выгод от членства в международной организации, никто не может заставить принять его. Так же как, даже будучи членом организации, независимое государство может проигнорировать его рекомендации или иные касающиеся ее решения. Некоторые надгосударственные функции, приближающие международную организацию к роли мирового или хотя бы регионального правительства, будут иметь только некоторые органы ЕС после перехода стран ЕС к единой валюте и начала работы Единого европейского центрального банка. Тем самым надгосударственность , приводящая к управлению экономическими процессами в нескольких странах из единого центра, может быть только в рамках высокоразвитого интеграционного объединения стран. Частично функцию надгосударственного регулирования выполняет МВФ в странах, которые используют его кредиты на основе того, что условием предоставления кредита является выполнение правительством с МВФ программы экономических реформ.

        Итак, в конце ХХ века проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу важнейших процессов в рамках небольшого количества организаций. Наиболее универсальными из них являются МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, последние годы все больше направляющая свои усилия на социальные вопросы; и группа Мирового банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах. Эти организации возникли в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами. В силу большого разнообразия международных организаций их классификация может быть осуществлена по одному ключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой. Они делятся на:

§        консультативные группы стран, обычно не имеющие жесткой организационной структуры

§        универсальные организации, охватывающие большинство стран мира; отраслевые организации, занимающиеся проблемами производства и торговли определенным товаром

§        региональные организации, концентрирующиеся на вопросах взаимного интереса обычно географически и экономически близких стран

§        финансовые организации, среди которых выделяются банки развития.

        В международной экономике международные организации выполняют следующие основные функции – содействие, заключающееся в организации международных переговоров и конференций; наблюдение, включающее возможность определения точки зрения организации на те или иные проблемы; надзор, означающий обязательство стран предоставлять данные о своем экономическом положении и проводить консультации; регулирование, опирающееся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества.

Раздел 3. Регулирование международной торговли

ВТО: торговля товарами

 

        Мировая торговля товарами была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО) задумывалась как третья , наряду с МВФ и Мировым банком, организация, которая приняла бы на себя функции регулирования международного экономического сотрудничества. Устав торговой организации еще разрабатывался, а около 23 стран уже согласовали и подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая, что за этим последует создание МТО. Однако история распорядилась иначе: несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и прежде всего США, отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю. ГАТТ являлось главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и несколько позже – о сокращении нетарифных ограничений. Переговоры в ГАТТ осуществлялись в рамках раундов торговых переговоров, последний из которых – Уругвайский – увенчался созданием ВТО.

        Всемирная торговая организация – законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

        ВТО была образована в 1995 году на основании Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 года в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994», входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основе принципа «одна стран – один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом.

        Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования торговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на интеллектуальную собственность. Многие соглашения по отдельным товарам, входившие в ГАТТ, и поэтому были селективными по характеру своего действия. Наконец, система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятие решений. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать