Соглашение об образовании ВТО носит чисто институциональный характер и определяет такие организационные параметры, как функции, сфера деятельности, структура, бюджет, формирование секретариата, механизм принятия решений и пр., но в качестве приложений в него включены все основные соглашения, подписанные в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. Таких приложений – четыре, причем документы, содержащиеся в первых трех из них, являются обязательными для исполнения всеми членами ВТО, тогда как документы, содержащиеся в четвертом приложении, обязательны для тех стран-членов ВТО, которые их подписали. Из правил ВТО возможны изъятия – временное освобождение стран-членов по их просьбе и с согласия остальных стран от отдельных обязательств, накладываемых многосторонними торговыми соглашениями в рамках ВТО. Наиболее распространенные изъятия связаны с изменением тарифной классификации или введением новой классификации, что делает необходимым вновь провести переговоры с торговыми партнерами о предоставлении взаимных торговых уступок, а также о вступлении стран в региональные интеграционные группировки.
На основе совокупности соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
Ø Торговля без дискриминации – страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ, закрепленное в ст. 1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью, правило, означающее обязательство распространить на третьи страны льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров. Это фундаментальное для многосторонней торговой системы требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны, если страна является членом интеграционного объединения, если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящие ущерб национальным производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок, ему в соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим, означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим должен применяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому изменение таможенной ставки не является нарушением национального режима.
Ø Либерализация международной торговли – проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. Последний раунд таких переговоров – Уругвайский – привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будет осуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%, что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяется режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.
Ø Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает:
1. Защитные меры – временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
2. Антидемпинговые пошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
3. Компенсационные пошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведение консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в 1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг. проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том числе в США 85 раз.
Ø Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый ущерб. Одно из главных достижений Уругвайского раунда ГАТТ заключается в том, что удалось договориться об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 98% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные. Предсказуемость торговой политики также означает ее максимальную транспарентность и открытость, что означает прежде всего побуждение стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
Ø Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со своей стороны, также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики страны-члена. Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых сотрудниками секретариата с официальными лицами страны, публикуются и передаются на рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к сведению.
Прием в члены ВТО состоит из трех этапов. На первом страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран. Если переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. После голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в ВТО. На начало 1997 года более 30 стран подали заявление на вступление в ВТО.
Если страны вступают в ВТО и подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их разрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров – процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членом ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле. Рассмотрением споров занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит их консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6 месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, который основывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точку зрения экспертов. Доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, может апеллировать решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение снова выносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которого считается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна, которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не принимает действий по исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с правилами ВТО.
Несмотря на то, что процедура урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесс переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину 1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть из которых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который подвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и анализу, что затрудняет экспорт.
В числе прочих функций ВТО:
§ содействие развитию международной торговли путем разработки стандартной внешнеторговой документации и систематической рационализации внешнеторговых процедур;
§ техническое содействие в области внешнеторговой политики и регулирования через проведение семинаров, «круглых столов», посылку миссий экспертов в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.
Новым направлением деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
Вывод
Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные – те, что основаны на использование таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие (квотирование, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта). В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов (например, эффекты защиты и потребления, представляющие собой в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа). Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частотности, покрытия торговли и воздействия на цены.
Наиболее важная сфера международной экономики – международная торговля товарами и услугами – регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной является Всемирная торговая организация (ВТО).
Список использованной литературы:
1. Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Грис Т., Леусский А.И.; Ред. Тарасевич Л.С. – СПб.: Питер, 2001. – 318с.
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 159с.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.6 Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727с.
4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для вузов / Ред. Колесов В.П.; Академия пед. и соц. Наук; Московский Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2001. – 479с.
5. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг. – К.: МП « Изд-во Либра», 1994. – 190с.
6. Тэор Т.Р. Мировая эк-ка: Пособие для подготовки к экзамену. – СПб.: Питер, 2001. – 218с.
7. Косалапов Н. Развитие международного общения и координация международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №10. – с.105-104.
8. Мадиссон В.В., Шахов В.А. Международные отношения и мировая политика // Политология международных отношений. – К.: «Либідь», 1997. – с.34-52.
9. Хозин Т.С. Каким быть международным отношениям в ХХ веке // Международная жизнь – 2001. - №2. – с.73-86.
Приложение 1.
Таблица 1. Виды таможенных пошлин
по способу
взимания
специфические
адвалорные
комбинированные
по объекту обложения
импортные
экспортные
транзитные
по характеру
сезонные
антидемпинговые
компенсационные
по происхождению
автономные
конвенционные
преференциальные
по способу вычисления
номинальные
эффективные
-
по типам ставок
постоянные
переменные
-
Таблица 2. Различия импортного тарифа и импортной квоты
Импортный тариф
Импортная квота
Содержание эффекта дохода заключается в:
перераспределении дохода от потребителей в бюджет
перераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниям
Рост внутреннего спроса на товар
приводит к увеличению его импорта
приводит к повышению его внутренней цены
Администрирование
достаточно компактных таможенных органов
требует создания громоздкой системы распределения лицензий
Ограничительный эффект
зависит от колебания импортных цен
точно ограничивает импорт желаемым количеством