Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение

Московский государственный индустриальный университет

 

На правах рукописи

 

ТАГАНОВА Нина Валентиновна




СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА


Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

Специализация: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата экономических наук


научный руководитель: д.э.н., доцент

Семенова Алла Анатольевна



Москва – 2007 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….………….....4

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА…………………………………………………………………...10

1.1. Теория инноваций и инновационного потенциала научной деятельности………………………………...…………………………..……….10

1.2. Инновационный потенциал научной деятельности в системе категорий рыночной экономики: исторический и международный аспекты..…………36

1.3. Роль инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на современном этапе…………........................46

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………..………………………………………………....52

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА …………………...53

2.1. Формирование инвестиционных условий и тенденции развития инновационного потенциала в научной деятельности университетского комплекса……………………………...…………….…………….……............53

2.2. Оценка влияния масштаба университетского комплекса на его инновационный потенциал научной деятельности …………………...........72

2.3. Воздействие организационных факторов на инновационный научной деятельности университетского комплекса…………………….................…84

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2……………………………...……………....................92

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА……………….…………..................93

3.1. Выявление современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса и их классификации…………………………………………...………………….…93

3.2. Совершенствование методики количественной оценки резервов повышения эффективности инновационного потенциала в научной деятельности…………………………………………………….………...……120

3.3. Реализация современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса………………………..143

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3……………………………..….................................163

Заключение……………………………………………….…………….………164

Список использованной литературы

Введение


Актуальность темы исследования. Перспективы прикладной науки и образования в России непрерывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Данное в первую очередь относится к инновационному потенциалу научной деятельности университетских комплексов, где прикладная наука выступает производительной силой при условии интеграции с производством, определяет направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, адекватных рыночно-ориентированной экономике. Поэтому в настоящее время повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах.

Значение инновационного потенциала научной школы в образовательном процессе университетского комплекса в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Следует отметить, что составляющие инновационной экономики - новые научные знания, высокие технологии и высококвалифицированные специалисты стали объектами особого внимания государственных структур, определяющих экономическое развитие страны.

Упор на конкурентоспособность, инноватику и эффективность ‑ важнейшая составная часть современной политики государства, на что неоднократно указывалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Еще в Послании на 2001 год В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перехода к инновационному развитию: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующимся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий».

Правительство в последние годы активизирует инновационную политику: в федеральном бюджете в 2006 году формируется инвестиционный фонд, создаются условия для объединения усилий государства и предпринимательства, поощрения инвестиционной и инновационной деятельности налоговым законодательством.

Цель государственной политики в области развития науки и экономики отечественной промышленности определяется задачами развития инновационной сферы в научной деятельности университетских комплексов, формируя потребность целенаправленной работы по повышению эффективности научных разработок и проектировании методов оценки инновационного потенциала научной деятельности всего университетского комплекса.

В современных университетских комплексах сложился отечественный опыт по формированию сетевых структур, которые обеспечивают высочайшую степень взаимодействия между всеми участниками научной конфедерации, устанавливая теснейшие взаимосвязи между всеми элементами и институтами, КБ, заводами, вузами, обеспечивающими создание инновационного потенциала научного монокомплекса. Поэтому главнейшее условие реализации полного инновационного цикла в научно-технической сфере становиться приоритетным направлением деятельности в высшей школе, особенно инженерного профиля.

Сегодня интеграция по созданию образцов новой техники и технологии определена как сетевая инновационная структура отраслевого характера, а современные университеские комплексы – это образовательные корпорации, способные формировать национальный инновационный потенциал образовательного сообщества, инновационное мышление, инновационную культуру в науке и профессиональном образовании.

Особо выявляется потребность научного исследования условий и факторов развития инновационного потенциала научной деятельности в высших учебных заведениях, прежде всего в университетских комплексах, где «успешно формируются крупные кооперации по созданию образцов новой техники и технологии, на их базе осуществляется целевая подготовка специалистов для сопровождения эксплуатации новой техники в промышленности этой новой техники» (В.Е. Шукшунов).

В настоящее время ощущается недостаток теоретических и методических научных разработок по вопросам совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетских комплексов и выявления резервов его повышения.

Поэтому теоретическое обобщение деятельности научных комплексов в инновационной сфере российской экономики и научная разработка методов оценки их инновационного потенциала является актуальным и своевременным научным исследованием, способствующим прогрессивному продвижению финансовых активов в интегрированную систему научно-образовательного сообщества университетского комплекса (ИСНОС УК).

Степень разработанности проблемы. Проблемам инноваций посвящено значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационного потенциала научной деятельности высшей школы в один из решающих факторов экономического развития.

Исследования, направленные на рассмотрение сущности инноваций и инновационной деятельности, разработку стратегии инновационной политики, нашли свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых: Абалкина Л.И., Анчишкина А.И., Берлинера Ю.И., Глазьева С.Ю., Дагаева А.А., Долгова В.Г., Друкера П., Клайнкнехта А., Кругликова А.Г., Кулагина А.С., Ланина А.Б., Логинова В.П., Маевского В.И., Опенлендера К., Пригожина А.И., Рудзицкого В.М., Санто Б., Сенчагова В.К., Уотермена Р., Фатхутдинова Р.А., Шумпетера Й., Яковца Ю.В.

Вопросы организации управления, финансирования, оценки экономической эффективности инновационных нововведений исследованы в работах Водачка Л., Клейнера Г.Б., Кузыка Б.Н., Кушлина В.И., Львова Д.С., Мацкуляка         И.Д., Мильнера Б.З., Новицкого Н.А., Селезнева А.З., Смирницкого Е.К., Сорокина Д.Е., Спицына А.Т., Твисса Б., Уайта П.

Вместе с тем, следует отметить необходимость разработки направлений научных исследований, связанных с выявлением и использованием резервов и ресурсов инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, обеспечивающих повышение эффективности научных разработок и их практическое внедрение. Существующие подходы к решению выше обозначенной проблемы нуждаются в дальнейшем развитии, углублении, систематизации и практической направленности рекомендаций по решению комплекса вопросов, связанных с эффективностью повышения научного потенциала, с учетом условий интеграции научных баз объектов комплекса и их отраслевой направленности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие теоретического содержания инноваций, научное обоснование и разработка теоретико-методологических и методических вопросов управления процессами повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности высшей школы, использования имеющихся у университетского комплекса соответствующих резервов и методов инновационного потенциала университетского комплекса.

В рамках реализации указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

-     теоретически конкретизировать экономическое содержание инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-     уточнить и систематизировать понятийный аппарат и проблем повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-     исследовать положение инновационной сферы университетского комплекса в условиях рыночной системы хозяйствования;

-     раскрыть роль и значение резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, предложить основные подходы к его классификации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать