Как показывает зарубежный опыт, такое включение требует формирования вокруг крупных научно-учебных центров сети инновационно-предпринимательских структур – научных и технологических парков, бизнес-инкубаторов, инженерных центров и т.п. Однако становление их в России нельзя искусственно форсировать, а следует поддерживать в рамках поэтапной программы, в меру развития рынка и инновационной активности. В настоящее время государство может и должно поддерживать лишь исследовательские и подготовительные работы в области развертывания инновационных структур (подготовительный этап), а также наиболее продвинутые проекты и пионерные структуры (пионерный этап). Этапы активизации государственной поддержки, а также системного государственно-рыночного регулирования и стимулирования инновационной деятельности последуют лишь за финансовой стабилизацией, приватизацией (в т.ч. части объектов научно-образовательной сферы), ликвидацией монополизма и развитием конкуренции на российском рынке.
Разрабатывать и реализовывать программу поддержки формирования инновационно-предпринимательской инфраструктуры вокруг крупных научно-учебных центров (исследовательских университетов и др.) следует согласно с другими действующими ныне в России программами инновационного развития.
Данное направление деятельности – это путь инновационно-предпринимательского обеспечения крупных интегрированных научно-образовательных структур в условиях перехода к рынку.
6. Важным условием формирования исследовательских университетов является развитие инновационно-образовательной деятельности и научно-образовательного трансфера.
Дело в том, что в условиях качественного обновления отечественной экономики и общественного сознания одним из основных, решающих атрибутов деятельности кадров становится способность к инновационному мышлению и инновационному характеру труда. Отсюда – новые стратегические и тактические цели обновления системы высшего образования, новые требования к управлению этой системой на всех ее уровнях.
Исходя из этого, можно следующим образом определить цели реформирования высшего образования в новых условиях:
– стратегическая цель – превращение высшего образования в динамичную, инновационно-восприимчивую, разветвленную научно-образовательную систему, действующую на принципах нормативной государственной поддержки, саморегулирования, селективности, многосубъектности (по формам собственности и организации) в целях обеспечения подготовки специалистов в вузах в соответствии с потребностями государства, рыночно ориентированной экономики на уровне мировых квалификационных требований;
– тактическая цель реформ высшего образования (условия кризиса и стабилизации) – сохранение лучшей (элитной) части научно-образовательного потенциала (лучших вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, персонала, студентов), а также минимально необходимых для функционирования общественных систем объемов и качества подготовки специалистов, создание условий последующего развития высшего образования в направлении стратегической цели.
Важнейшим условием достижения названных тактической и стратегической целей является создание в высшей школе и соответственно в каждом вузе элитарно– и инновационно-ориентированной системы поддержки, направленной на создание наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научно-педагогических работников и структур, педагогов и коллективов-новаторов и студентов. Отсюда – актуальность задачи создания в высшей школе системы инновационно-образовательного менеджмента – системы управления, включающей оценку, прогнозирование, планирование, ресурсное обеспечение и материальное стимулирование образовательных нововведений на государственном, региональном и вузовском уровнях.
Современной российской высшей школе, каждому крупному (тем более исследовательскому) вузу необходима постоянно и эффективно действующая научная база, система научно-образовательного трансфера и инновационно-образовательного менеджмента, которые бы создавали в вузе условия для мощно-мотивированной инновационно-образовательной деятельности преподавателей и инновационно-исследовательского характера обучения.
Выдвигая понятие научно-образовательного трансфера и определяя его место в вышей школе и вузе как центральное и наиболее важное в содержательном плане, мы понимаем под ним механизмы трансформации (передачи) результатов научных и научно-педагогических исследований в учебный процесс, в сферу подготовки кадров в виде готовых к учебной реализации новых специальностей, новых курсов лекций, учебных программ и других предметов, видов и методов учебной деятельности, новых научно-учебных структур (новых вузов, кафедр, учебных лабораторий и т.п.).
Под инновационно-образовательной деятельностью мы понимаем трансферную по сути деятельность, включающую доведение конкретных (адресных) научных разработок в области подготовки кадров (это педагогические, организационные, экономические и управленческие образовательные нововведения) до стадии полного внедрения их в практику высшей школы или вуза, в т.ч. доведение их до стадии коммерческой реализации в виде различных образовательных товаров и услуг, а также организацию их использования у потребителей, включая посреднические и внедренческие работы.
Инновационно-образовательный менеджмент должен обеспечивать внедрение и освоение образовательных нововведений, возникающих в сфере науки и практики (в т.ч. в области вузовской педагогики), в соответствии с динамикой потребностей общества в специалистах.
В состав механизмов поддержки нововведений в СИОМ следует включить:
− механизм поддержки педагогов-новаторов;
− механизм поддержки одаренных студентов;
− региональные механизмы поддержки образовательных нововведений(ОН);
− общественные механизмы поддержки ОН;
− государственные механизмы поддержки ОН;
− межгосударственные механизмы поддержки ОН.
Эффективное функционирование ИОМ в вузе или учебном центре предполагает:
а) наличие вокруг и внутри центра или вуза инновационно-образовательной среды (конкуренции на рынке образовательных услуг, инновационной ориентации руководства, преподавателей, студентов и т.п.);
б) наличие в учебном заведении (как правило, крупном) специализированной инновационно-образовательной структуры (инновационно-педагогического инкубатора или центра), которая бы обеспечивала комплексную (информационную, методическую, финансово-экономическую, материально-техническую, организационно-правовую) поддержку педагогов-новаторов и процессов обновления подготовки кадров.[[2]]
Инновационный потенциал университетского комплекса – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.[[3]]
Инновационный потенциал состоит из четырех частей:
1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.
2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.
3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.
4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.
Для характеристики инновационного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации было введено понятие «задел научно-технических разработок и изобретений». Собственно этот задел является, с одной стороны, итогом научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности самих предприятий и организаций, с другой – отражает их кооперационные и иные связи с партнерами, выполняющими подобные разработки по договору или предлагающими их через свободную продажу лицензий на рынке.[[4]]
[1] Совещание научно-педагогической общественности системы образования Рссии: «Развитие и планирование научных исследований: основные итоги и новые рубежи» Стриханов М.Н. начальник Управления развития и планирования научных исследований Минобразования России
* См. Б.М. Смирнов, Т.К. Тагирова. Фундаментально-прикладной научный трансфер: природа, содержание, методы
[2] Смирнов Б.М.,Тагирова Т.К
[3] Первый зам. директора Института стратегических инноваций Лисин Б.К., зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий Фридлянов В.Н.
[4] Первый зам. директора Института стратегических инноваций Лисин Б.К., зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий Фридлянов В.Н.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14