Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия

раскрытия содержания средних показателей (стоимости основных производственных фондов, по видовым группам, себестоимости, продукции по элементам затрат) и влияния отдельных единиц на эти средние;

выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями: между объемом реализованной продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

В зависимости от задач используются:

Типологические группировки — служат для выделения определенных типов явлений или процессов: группировка рабочих по стажу, профессиям, возрасту, образованию и т.д.

Структурные группировки - служат для изучения структуры определенных явлений по определенным признакам.

С их помощью можно изучать структуру состава рабочих по профессиям, квалификации, стажу работы, выполнению норм выработки и т.д.; основных производственных фондов и оборотных средств, себестоимости продукции и т.д.

Аналитические группировки (причинно-следственные) — применяются для определения наличия, направления и формы связи между показателем, положенным в основу группировки, и зависимыми от него показателями (табл.6).

Таблица 6

Зависимость уровня издержек и прибыли от выполнения плана по объему реализованной продукции по однотипным предприятиям


Группа предприятий по степени выполнения плана по объему продаж, %

Количество предприятий в группе

Среднее выполнение плана по объему продаж по группам предприятия, %

Средний уровень издержек, % к объему продаж

Средний уровень прибыли (рентабельности), % к объему продаж

До 100

7

93,4

20,1

0,82

100-103

8

101,8

19,8

4,10

103 и выше

9

103,9

19,6

4,20

В целом по предприятиям

24

100,7

19,8

2,7


Из данных табл. 6 видно, что чем выше средний процент выполнения плана по объему реализованной продукции, тем ниже средний уровень издержек и выше средний размер прибыли на рубль реализованной продукции.

По сложности построения различают: простые группировки - с их помощью изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку (табл. 6); комбинированные группировки — когда изучаемая совокупность подразделяется сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.

В АХД используются:

в основном простые группировки из-за трудоемкости как построения комбинированных группировок, так и восприятия полученных при этом результатов;

имеющиеся в отчетности и производимые дополнительно.

4. Балансовый способ


Балансовый способ применяется для изучения соотношения двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой.

Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Бухгалтерский баланс представляет собой пример применения метода балансовой увязки: по размещению и назначению средств (актив баланса) и по источникам их образования (пассив баланса).

Разнообразны цели применения балансового метода и в АХД.

Балансовый метод применяется:

1. При анализе как обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, оборудованием, финансовыми), так и при анализе полноты их использования.

При анализе обеспеченности предприятия ресурсами (трудовыми, материальными и оборудованием) составляют баланс, в котором показывается, с одной стороны потребность в ресурсах в плановом периоде, с другой стороны, фактическое их наличие в отчетном периоде, и определяется их излишек или недостаток, так как должно быть их равенство.

При анализе полноты использования трудовых ресурсов и оборудования сравнивают плановый фонд рабочего времени рабочих и оборудования с фактическим количеством отработанных ими часов в отчетном периоде и определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором сопоставляются платежные средства с платежными обязательствами.

2. Для проверки правильности аналитических расчетов в детерминированном факторном анализе должно соблюдаться условие: алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя должна соответствовать общей величине изменения результативного показателя . Отсутствие этого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

3. В некоторых случаях балансовый (сальдовый) метод может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, когда известно влияние на исследуемый результативный показатель всех факторов кроме одного, а прямой расчет его влияния затруднен.

Влияние данного фактора в этом случае определяют как разность (сальдо) между общим результатом изменения результативного показателя и исчисленной величиной влияния остальных факторов.

Этот прием можно использовать только при весьма точных расчетах влияния факторов (иначе к фактору может быть отнесена погрешность расчетов) и условии, что определяемый по разнице фактор или их совокупность выявлены (существуют в действительности);

изучении влияния факторов, между которыми с результативным показателем существует функциональная взаимосвязь.

4. На основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа - пропорционального деления или долевого участия.

5. Графический и табличный способы отражения аналитической информации

 

График – это масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно - художественных фигур (голова животного, колос и т.д.).

Они обеспечивают наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. На графике более выразительнее проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, используемых в АДХ - диаграммы.

По своей форме диаграммы бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают следующие диаграммы:

Сравнения – показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Для сравнения показателей используются столбиковые, полосовые, квадратные, круговые и фигурные диаграммы.

Структурные (секторные) - позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя.

В структурных диаграммах изображения показателя дается в виде геометрических фигур (квадратов, кругов), разбитых на секторы. Площадь фигур берется за 100 или 1, а величина сектора определяется удельным весом части.

Динамики - предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени.

Для этой цели могут использоваться столбиковые, полосовые, квадратные, круговые и фигурные диаграммы. Но чаще всего используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат.

Линейные графики очень широко используются также при изучении связей между показателями (графики связи), сведений о ходе выполнения плана (графики контроля - имеют две линии: плановый и фактический уровень показателей за соответствующий период).

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц.

Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей и суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. С ее помощью значительно легче прослеживаются связи между показателями.

Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. Ее цель - дать перечень информации об изучаемом явлении. В групповых и комбинированных таблицах находят отражение простая и комбинированная группировки. Эти таблицы способствуют установлению связи между изучаемыми явлениями.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:

характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам: записываются показатели, характеризующие то или иное экономическое явление, и отражается уровень данного показателя за отчетный период по одному или нескольким объектам;

порядок расчета аналитических показателей: приводится исходная информация и делаются все необходимые расчеты для определения исследуемого показателя;

динамику изучаемых показателей: приводится исходная информация за ряд лет в хронологическом порядке и рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, выраженные в процентах и индексах;

выполнение плана: отражаются плановые и фактические данные за отчетный период по каждому объекту и исчисляются абсолютные отклонения от плана и процент выполнения плана;

структурные изменения в составе показателей: приводятся данные о составе изучаемого явления в базисном и отчетном году и рассчитывается удельный вес каждого элемента или части в общем целом и отклонения от плана;

взаимосвязь показателей по различным признакам: составляется таблица, в которой индивидуальные и групповые данные по одному из показателей ранжируют в возрастающем или убывающем порядке и соответственно этому располагают данные по другим взаимосвязанным с ним показателям;

результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя: отражается информация по факторным и результативному показателям и изменение результативного показателя в целом и за счет каждого фактора в отдельности;

результаты подсчета резервов: приводится фактический и возможный уровень факторных показателей и резерв увеличения результативного показателя за счет каждого фактора;

свободные таблицы: обобщают результаты анализа тех или иных сторон деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА


1.                 Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с.

2.                 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

3.                 Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

4.                 Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

5.                 Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. Г.З.Суша. – М.: Новое знание, 2004. – 384 с.

6.                 Экономика предприятия / В.Я.Хрипач, Г.З.Суша, Г.К.Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. – 2-е изд. стереотип. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.

7.                 Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятия. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать