Рис.1. Иерархия целей организации
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
1. общая цель должна содержать описание конечного результата;
2. при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
3. при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
4. подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
5. фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
В контрольной работе автор рассмотрел дерево целей фирмы «Бизнес-софт» в аспекте положения фирмы на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.
Общая цель организации – быть вне конкуренции (доля пользователей 80%)
К ключевым целям можно отнести: выполнение плана продаж для всего отдела (120%), снижение к минимуму уровня отказа от услуг (10%), разработка новых улучшенных возможностей поставляемого продукта, улучшение качество поставляемых услуг,
К текущим целям можно отнести: выполнение индивидуального плана каждого сотрудника (90%), формирование высоколояльного клиента, анализ общественного мнения клиентов, в том числе потенциальных.
№ |
Стратегические цели |
Ранг дирекции |
Ранг работников |
1 |
Удовлетворение потребностей (страны, региона) |
5 |
3 |
2 |
Обеспечение устойчивой прибыли и рентабельности |
10 |
5 |
3 |
Удержание и расширение сегмента рынка |
9 |
4 |
4 |
Разработка и выпуск новой продукции |
6 |
3 |
5 |
Переоснащение производства и перевод на гибкую технологию |
7 |
7 |
6 |
Обеспечение качества и сопротивление конкуренции |
9 |
8 |
7 |
Экономия всех видов ресурсов |
8 |
1 |
8 |
Удовлетворение экологическим нормам и требованиям |
4 |
1 |
9 |
Обеспечение заработной платы и материального стимулирования работников |
5 |
10 |
10 |
Обеспечение стабильности рабочих мест |
5 |
9 |
11 |
Своевременная выдача заработной платы |
8 |
10 |
12 |
Рост капитализации фирмы |
8 |
1 |
13 |
Своевременная выдача дивидентов |
9 |
1 |
14 |
Защита труда |
5 |
9 |
15 |
Расширение региональной сети |
9 |
3 |
В таблице приведены данные контент-анализа, проведенного в фирме «Бизнес-софт» в марте 2008 года. В опросе принимало участие 50 человек, 13 из которых – руководители разного уровня, 37 – рядовые сотрудники. Ранжирование по принципу: 1 – менее актуальное, 10 – наиболее актуальное. Недостающие цели выделены курсивом.
Так же в работе хотелось бы осветить данные американских исследователей, проводивших изучение целей организации[4].
Опрос, проведенный в 193 компаниях различных отраслей американской экономики, подтвердил первостепенное значение прибыли как цели деятельности фирмы.
Таким образом, данный пример показывает первостепенность получения прибыли в организации.
Вопрос № 3. Приведите примеры компромиссных формулировок несовпадающих целей.
Баланс интересов фирмы.
Успех управления проектом в значительной степени зависит от баланса интересов и целей сотрудников фирмы.
Очевидные цели проекта представлены в таблице:
Таблица-3. Цели проекта
Сотрудники
Цель
Руководитель проекта (РМ) – начальник отдела информационного обслуживания
успешное выполнение проекта
Продавец (Sales) – инженер отдела информационного обслуживания или менеджер по продажам
подписание контракта
Эксперт по качеству (QA) – отдел контроля
обеспечение качества проекта
Системный Архитектор (SA) – НПО ВМИ (научно-производственное объединение вычислительной информатики и математики)
внедрение нового решения
Целью Руководителя проекта является успешное выполнение работ проекта, обеспечивающее достижение целей проекта в установленные сроки, без превышения выделенных бюджетных средств и при удовлетворении требований заказчика. Формальные требования заказчика к продукту (результату проекта), как правило отражены в контракте, уточнены в техническом задании, представлены в уставе проекта и детально проанализированы в подробном описании содержания проекта[5]. Кроме задачи удовлетворения формальных требований заказчика, Руководитель проекта должен попытаться выяснить и неформальные (т.е. не оформленные документально), ожидания конечных пользователей продукта. Удовлетворение как формальных ожиданий заказчика проекта, так и не формальных ожиданий конечных пользователей продукта должно обеспечить успешную приёмку результатов проекта и его административное завершение.
Целью продавца является подписание контракта (подчас – любой ценой!). В условиях растущей конкуренции, продавцы вынуждены идти на огромные уступки для заказчика, скидки в ценах на предоставляемые продукты и услуги, обещания сделать всё, что потребуется — быстрее, дешевле и лучше конкурента! Эти действия продавцов приводят к подписанию таких контрактов, которые просто невозможно выполнить успешно…
Целью Эксперта по качеству является обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла проекта и разработки продукта. Поэтому работа эксперта по качеству начинается до подписания контракта (при подготовке коммерческого предложения) и заканчивается после завершения проекта (сдачи продукта заказчику).
Целью Системного Архитектора является разработка нового продукта – технического решения проекта. Подчас профессиональный интерес Системных Архитекторов и их увлечение новыми технологиями в разработке супер-современных решений приводит к перерасходу бюджета проекта и непредсказуемым результатам. Несмотря на то, что все фирмы заинтересованы в успехе проекта, их личные цели и интересы могут не совпадать и даже быть противоположными. Несовпадающие цели сотрудников могут стать почвой для конфликта их интересов.
Конфликт интересов в фирме |
|||
кто |
цель |
Конфликт интересов |
|
PM |
Успешное выполнение проекта |
Условия контракта не выполнимы (конфликт PM ↔ Sales) |
|
Sales |
Подписание контракта |
Сжатые сроки контракте не позволяют добиться требуемого качества (QA ↔ Sales) |
|
QA |
Обеспечение качества |
||
SA |
Внедрение нового решения |
Новое решение слишком дорогое (QA ↔ SА) |