Структура государственного управления во Франции

     Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

    Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений  образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

           


5. Результаты государственной политики в отношении детей-сирот  и детей,  оставшихся без попечения родителей

      Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации. В Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном Федеральных округах  проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительской власти.  Ряда субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы «Дети-сироты» федерально-целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы. 

      Анализ выполнения ранее действовавших федеральных целевых программ «Дети-сироты» и подпрограммы «Дети России» на 2003-2006 годы (далее – Подпрограмма) показал,  что, несмотря на то, что в последние три года средства федерального бюджета выделяются в полном объеме, реализация целей и задач, поставленных в них, не принесла ожидаемых результатов [26,с.113]

     Продолжает иметь место устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1994 году было учтено 496,3 тыс. детей, то на 1 января 2003 года 867,8 тыс. детей. При этом лишь около 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами следствии смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты [30,с.41].

     Одной из причин роста числа таких детей является по-прежнему тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тысяч родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции, возбуждено 9 тысяч уголовных дел в отношении указанной категории родителей. Правительством Российской Федерации не принимаются меры по повышению ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за надлежащее содержание и воспитание детей.

     Ежегодно в Российской Федерации выявляется более 120 тысяч детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками, а часто и жертвами преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тысяч несовершеннолетних, из которых 50,9% являются учащимися. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тысячи подростков, из них 6,3  тысячи не умеют читать и писать.

     Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека (попечительство). По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тысячи детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не и мели опекунов или попечителей. В результате они вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке  [29,с.4].

     Кроме того, ситуация усугубляется низким уровнем материального положения ряда семей. По данным Госкомстата России, 17 млн. детей, или 56% воспитываются в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума [30,с.42].

     Органы федеральной власти не обеспечивают должной координации деятельности по предупреждению социального сиротства. Отсутствует целостная скоординированная политика в этой области, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это приводит к дублированию  функций государственных органов власти, органов местного самоуправления, различных ведомств и организаций по защите прав одного и того же ребенка. Не получает широкого развития практика взаимодействия государственных органов и учреждений с общественными организациями [27,с.114].

    В соответствии с действующим законодательством функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. Однако большинства из них не имеют достаточного финансирования для их осуществления.

    Отсутствие в действующем законодательстве единых федеральных стандартов, предъявляемых к работе органов опеки и попечительства, приводит к несоблюдению государственных гарантий по защите детей, а также к злоупотреблениям и нарушениям законодательства на местах. Органами прокуратуры ежегодно выявляется более 100 тысяч нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

    Органами местного самоуправления не удалось в должной степени решить проблему кадрового обеспечения органов опеки и попечительства специалистами по охране прав детей. В Российской Федерации около 18% органов местного самоуправления не имеют таких специалистов, а в 32% из них не соблюдается норматив соответствия, количества специалистов численности детского населения.

     Неудовлетворительная деятельность многих органов местного самоуправления по обеспечению опеки и попечительства свидетельствует о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченной решать вопросы семейного устройства и защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через систему патронатного воспитания.

     В настоящее время каждый пятый ребенок в стране, оставшийся без родительского попечения, проживает в интернатных учреждениях. Государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на начало  2003 года насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тысяч детей. Только за прошедший год рост числа детей в учреждениях составлял 36 тысяч.

     Вместе с тем Подпрограмма в части строительства и реконструкции учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполняется неудовлетворительно.

     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют принятых обязательств по долевому финансированию строительства объектов. Регионами было профинансировано строительство объектов в среднем на 21%. При этом 28 регионов вообще не участвовали в долевом финансировании их строительства (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская   области и другие).

    По-прежнему сохраняется тенденция включения в инвестиционную программу объектов, на которые не разработана проектно-сметная документация. По этой причине распоряжениями Правительства Российской Федерации только в 2003 году снято с финансирования 9 объектов.

    Значительное количество детей-сирот своевременно не размещается в государственные учреждения, как это предусмотрено законодательством, из-за отсутствия  мест. По этой причине дети, лишенные родительского попечения, длительное время (до 4-6 лет) вынуждены проживать в приютах системы социальной защиты населения, рассчитанных на временное пребывание детей, которые таким образом фактически дублируют  систему детских домов [27,с.115].

     По-прежнему сохраняется критическая ситуация с материально-техническим обеспечением учреждений. Более 40% зданий и сооружений учреждений системы образования требует капитального ремонта, 2,7 % - находится в аварийном состоянии, 4,8 % - не имеет центрального отопления, 5,6% - канализации. Во многих учреждениях  требует замены технологическое оборудование. Однако в рамках Подпрограммы оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей не приобретается.

    Условия содержания детей во многих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствует предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо в полном объеме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарем, игрушками, учебно-методической и художественной литературой.

    Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При среднероссийской норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рублей, во многих субъектах РФ (Ивановская область, Кемеровская область, Вологодская область) она составляет не более 50 рублей.

     Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2% детей, в детских домах 22,5% детей, в детских домах-интернатах – 13,8%. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает среднероссийский показатель. Растет число детей-инвалидов, проживающих в интернатах учреждениях, однако реабилитационные мероприятия ограничиваются в основном проведением физиотерапевтических процедур и оказанием медицинской помощи.

      Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот  не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности [27,с.115].

     Минобразования России, Минтрудом России и Минздравом России при реализации Подпрограммы допускается неэффективное использование бюджетных средств. Несмотря на наличие в Министерстве образования России структурного подразделения, решающего задачи реализации государственной политики в области охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Министерство в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 года № 594 передало часть своих функций по реализации ряда мероприятий Подпрограммы государственному учреждению   «Исполнительная дирекция «Дети России»» (далее – Дирекция). В результате за оказание посреднических услуг вынуждено было выплатить Дирекции только в 2003 году 646,5 тысяч рублей бюджетных средств, предназначенных на проведение организационно-методических мероприятий.

    Часть приобретенного Дирекцией оборудования интернатными учреждениями используется неэффективно [27,с.116].

     Средства федерального бюджета в объеме 2 млн. рублей, выделенные Минздраву России на закупку лечебно-профилактического оборудовании для оснащения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Были использованы на приобретение модульных комплектов и комплектов ортопедических парт для реабилитационного центра «Детство» Минздрава России, не относящегося к категории образовательных учреждений для детей-сирот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать