Финансовый, управленческий (производственный) анализ, стратегический анализ, — это виды экономического анализа. Однако через расхождения в современных названиях дисциплин создается впечатление, что финансовый и стратегический анализ не является экономическим анализом.
В целом говоря, экономический анализ, в широком понимании, существует очень давно. Указать дату его возникновения невозможно. Элементы аналитического мышления лежат в основе начала практической и научной деятельности человечества, элементы аналитической функции характерны для любой хозяйственной деятельности.
2. Исторический аспект возникновения финансового анализа
Анализ был составляющей системы учета и контроля в сельскохозяйственных имениях в феодальной Британии (ХІІ в.). Родоначальником систематизированного экономического анализа как элемента бухгалтерского учета считается француз Жак Савари (1622—1680). Идеи Савари были углублены в ХІХ в. итальянским бухгалтером Джузеппе Чербони (1827—1917). В конце ХІХ — в начале ХХ в. у учета появилось понятие «балансоведение». Оно развивается по тремя основными направлениями: экономический анализ баланса, коммерческий анализ баланса, популяризация.
В этот же период начинает активно развиваться наука о коммерческих расчетах. Именно анализ баланса и коммерческие расчеты составили суть финансового анализа.
Но в условиях плановой социалистической экономики (30-ые годы ХХ в.) финансовый анализ быстро трансформируется в технико-экономический анализ (анализ производства и реализации продукции, анализ обеспечения, наличия и использования материальных ресурсов, анализ обеспечения, движения и использования трудовых ресурсов, анализ фонда оплаты труда, анализ состояния и использование основных фондов). Такая аналитическая работа осуществляется по схеме «план — факт», вычисляются лишь отклонения фактических показателей от плановых.
Следовательно, настоящим анализом на практике никто не занимался, он, в сущности, был заменен контролем. Уменьшалась роль коммерческих расчетов и анализа баланса и усиливался анализ отклонений фактических показателей от плановых, аналитическая работа на предприятиях подменивалась контролем.
Такой анализ существовал почти до начала 90-х годов. Он был ретроспективным по своей природе и малополезным для предприятий, хотя в экономической литературе ученными была уже разработана методика и организация анализа финансово-хозяйственной деятельности (С. К. Татур, М. Ф. Дьячков, М. И. Баканов). В начале 70-х годов выданы первые книги по теории анализа хозяйственной деятельности (М. И. Баканов, А. Д. Шеремет, И. И. Каракоз, М. В. Дембинский но др.).
В настоящее время, в условиях рыночной экономики и реформирования бухгалтерского учета в финансовый и управленческий, финансовый анализ как важный элемент аналитической работы становится одним из главных инструментов управления деятельностью предприятий. В основе финансового анализа лежит анализ и управление финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования.
3. Роль финансового анализа в рыночной экономике
Для того, чтобы предприятие имело возможность выжить в условиях жесткой конкуренции и быть прибыльным и рентабельным, руководству необходимо владеть методикой финансового анализа, иметь определенную информационную базу для его проведения и соответствующих квалифицированных работников для реализации этой методики на практике.
Финансовый анализ является одной из важнейших функций управления. Он дает возможность определить конкурентоспособность субъекта хозяйствования в рыночной экономике.
Субъект хозяйствования осуществляет свою производственно-торговую деятельность на рынке самостоятельно, но в условиях конкуренции. Рыночные регуляторы вместе с конкуренцией создают единственный механизм ведения хозяйства, которое вынуждает производителя учитывать интересы и спрос потребителя. Хозяйствующие субъекты вступают между собой в конкурентные отношения. Тот, кто проигрывает, становится банкротом. Чтобы этого не произошло, хозяйствующий субъект должен всегда постоянно следить за ситуацией на рынке, обеспечивать себе высокую конкурентоспособность.
Особенностью формирования рыночной экономики, кроме усиления влияния жесткой конкурентной борьбы, являются изменения технологии производства, компьютеризация обработки экономической информации, бесконечные нововведения, в налоговом законодательстве, постоянные изменения процентных ставок и курсов валют.
При этих условиях перед руководством предприятий появляются много проблемных вопросов. Среди них такие:
1. Какой должна быть стратегия предприятия для успешного его функционирования?
2. Какой должна быть тактика предприятия для достижения стратегической цели?
3. Как повысить эффективность управления материальными, трудовыми и особенно финансовыми ресурсами, чтобы рационально организовать прибыльную деятельность предприятия?
4. Что нужно делать для того, чтобы у предприятия были стойкое финансовое положение, высокая платежеспособность и ликвидность?
5. Как достичь финансовой стабильности и финансовой стойкости предприятия?
6. Как сделать предприятие конкурентоспособным в условиях рынка и господства конкуренции?
На эти и другие жизненно важные вопросы ответ может дать объективный финансовый анализ — один из инструментов исследования рынка и обеспечения конкурентоспособности предприятия, с помощью которого происходит рациональное распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Среди материальных, трудовых и финансовых ресурсов первое место занимают ресурсы финансовые, поскольку они являются единственным видом ресурсов предприятия, которое трансформируется в любой другой вид в минимальный срок.
Каждый хозяйствующий субъект для проведения своей деятельности должен иметь определены финансовые ресурсы, которые формируются за счет собственных и приравненных к ним ссудных средств.
За счет этих источников осуществляется финансовое обеспечение процесса круговорота средств субъекта хозяйствования.
Круговорот средств осуществляется по схеме, приведенной на рис. 3.
Рис. 3 Схема круговорота средств предприятия
Для того, чтобы начать производство, необходимы деньги (стадия финансирования). За эти деньги покупаются необходимые составляющие производственного процесса — машины, оборудование, сырье, материалы, принимаются на работу рабочие (стадия покупки средств и предметов труда, принятия, на работу и подготовка соответствующих рабочих). Дальше осуществляется непосредственно производственный процесс (стадия производства продукции и формирования ее себестоимости). Когда произведена готовая продукция, ее продают (стадия реализации товара). От продажи продукции получают деньги, но не те, которые были на стадии финансирования, а деньги новые. Здесь происходит процесс формирования финансовых результатов предприятия, их распределение. Одна часть направляется на последующее развитие производства, другая — на накопление и т. д., в зависимости от вида предприятия, его формы собственности, основной деятельности.
Из всех видов ресурсов первоочередное значение имеют финансовые ресурсы.
Финансовый анализ являет собой систему способов накопления, прорабатывания, трансформации и использования информации финансового характера, с целью обеспечения жизнедеятельности хозяйствующего субъекта в условиях действия рынка и господства конкуренции.
Содержание и целевое направление финансового анализа заключается в оценивании результатов деятельности и финансового состояния хозяйствующего субъекта, в выявлении возможностей повышения эффективности его функционирования с помощью рациональной финансовой политики.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства хозяйствующего субъекта, нужно хорошо знать, как управлять финансовыми ресурсами и какой должна быть финансовая политика.
Заключение
В конкурентной экономической среде руководству предприятия, для определения максимально объективной оценки экономической информации и использования ее для своевременного принятия управленческих решений, необходима качественная обработка финансовой информации о состоянии предприятия. Такую обработку экономической информации, которую формируют по данным учета и бухгалтерской отчетности, проводят на основе использования методики финансового анализа.
Большинство специалистов и предпринимателей России до сих пор не научились достаточно широко использовать результаты финансового анализа. Бухгалтерия целью своей основной работы считает финансовую отчетность. Однако сам бухгалтерский учет считает поставщиком информации для анализа, а не самоцелью.
Результаты проведения финансового анализа могут быть полезными для большого круга пользователей. Вместе с тем, перестройка экономики требует новых подходов к оценке его методик. Исторически сложилось так, что с переходом к рыночным отношениям финансовый анализ быстро был усвоен теоретически и преобразован в изолированную прикладную дисциплину. Однако алгоритм его проведения в разных вариантах составляет основу методов работы многих субъектов предпринимательства и государственных контролирующих органов.
2. Практическая часть
Организация ООО «Выбор».
Вид деятельности – производство.
2.1 Факторный анализ прибыли от продаж
Таблица 1
Факторный анализ прибыли от продаж ООО «Выбор»
№ п/п |
Показатели |
За предшествующий отчетный период |
Фактический объем продукции в ценах и себестоимости базового периода |
За отчетный период |
1 |
Выручка от продаж |
707892 |
878902 |
1001948 |
2 |
Полная себестоимость реализованной продукции (переем. + пост. расходы) |
696903 |
871290 |
977448 |
3 |
Прибыль от продаж (стр.1 - стр |
10989 |
7612 |
24500 |