Связи с общественностью и антикризисное управление
Московский Энергетический институт (ТУ)
Факультет «Экономика и Управление»
Курсовая работа
По дисциплине: «Управление общественными отношениями»
На тему: «Связи с общественностью и антикризисное управление»
Выполнил студент:
Царенко О.В.
ГТБ-4-01
Проверил преподаватель:
Чернова Т.Ф.
Москва 2004
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций.
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций
на предприятиях и в организациях………………………………….6
1.2Антикризисное управление и регулирование……………………………....9
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций
при установлении связей с общественностью…… ……………..11
1.4 Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций……………………………………………...14
1.5 Особенности связей с общественностью в кризисных ситуациях………. 16
Глава 2. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление на примере нефтяной компании «КомТЭК».
2.1 Кризис и его последствия…………………………………………………...19
2.2 До кризиса…………………………………………………………………....19
2.3 Время кризиса………………………………………………………………..20
2.4 После кризиса……………………………………………………………….22
2.5 $200 000 000 - за репутацию………………………………………………...23
2.6 В борьбе с “заказным” негативом…………………………………………..24
2.7 Как заставить полюбить себя…………………………………………….....26
2.8 Happy end “по-пиаровски” - и не только…………………………………...28
2.9 Выводы……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы.
Введение.
Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие, то есть кризис-менеджмент (планирование кризиса, «поворотной точки») - это искусство свести до минимума риск в управлении бизнесом и исключить неуверенность, чтобы добиться наибольшей степени контроля над событиями.
Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как "деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание". Данная деятельность характеризуется "повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации".
Переход
от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое
положение многие предприятия и коммерческие организации различных
организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе
разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные
предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все
чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими
предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить
устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер,
именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной
литературе – «антикризисное управление».
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий
целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже
наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из
этого состояния.
Под «антикризисным управлением» понимается такое управление,
которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е.
управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной
ситуации. В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое
понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и
предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно,
это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие
изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное
предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо
трудности, которые необходимо решать.
Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане
также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование
основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на
долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как
антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из
уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не
стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант
развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев).
Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в
ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер
оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью
предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае
положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с
точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.),
предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития,
скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.
Итак, антикризисное управление - это:
ü диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
ü комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
ü бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
ü выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.
Глава 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций.
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях.
Возникновение кризисных ситуаций на предприятии или в организации обусловлено самыми разнообразными причинами, которые в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. При этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по отношению к предприятию или организации причины, а сами кризисы разделяются на прогнозируемые и непредсказуемые.
Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации.Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.
Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными:
ü необходимость уплаты штрафных санкций;
ü смена руководства компании или собственника;
ü массовые увольнения работающих;
ü отзыв продукции с рынка;
ü остановка производства;
ü ликвидация (закрытие) предприятия;
ü поглощение предприятия фирмой – конкурентом и др.
Главная причина большинства кризисов – нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.
Причины такой ситуации достаточно многообразны:
ü использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;
ü отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;
ü социально – экономическая нестабильность в обществе;
ü низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;
ü высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.
Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:
ü личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
ü собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);
ü права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.
Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы – геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.