Специалистам внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм – конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень безопасности собственного предприятия.
Наиболее характерные формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:
ü распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
ü введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
ü некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
ü самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
ü получение, использование, разглашение научно – технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.
1.2 Антикризисное управление и регулирование.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к
деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях
рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур:
антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на
микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление
связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении
реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла
предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения
сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым
платежам и т.д.
Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления
начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях
резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью
предприятия.
Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на
макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры
организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны
государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций,
предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его
дальнейшего функционирования.
Основными направлениями государственного антикризисного
регулирования являются:
ü совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
ü осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
ü принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
ü приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
ü создание
института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного
регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции:
ü анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
ü проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
ü выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику
реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки
его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин
неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные
антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных
предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов
должников и кредиторов.
Основными этапами антикризисного управления являются:
(в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния)
ü разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
ü
регулирование процесса финансового оздоровления;
оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности
мер по финансовому оздоровлению;
ü
выбор и реализация антикризисных процедур.
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью.
Во внешней и внутренней среде любой компании всегда имеются определенные группы общественности (конкуренты, местные органы власти, собственный персонал и т.п.),экономические и политические интересы которых не совпадают с интересами развития фирмы.
Установление и поддержание взаимосвязей с такими категориями общественности должно предусматривать обеспечение безопасных условий функционирования компании. Для решения этой задачи на предприятиях и в организациях с долгосрочными целями развития целесообразно создать в рамках своей внутренней системы управления собственные службы безопасности, тесно взаимодействующие с внутрифирменными службами по связям с общественностью. Главными целями этих подразделений должны быть:
ü определение важных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;
ü профилактика возникновения угроз безопасности фирмы;
ü выявление реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности, наносящих ущерб предприятию или организации;
ü пресечение выявленных мер безопасности;
ü ликвидация негативных последствий и восстановление либо повышение первоначального уровня безопасности.
При построении системы безопасности предприятия должны соблюдаться принципы законности, комплексности, своевременности, активности, универсальности, непрерывности, надежности и эффективности. Работа службы безопасности предприятия и взаимосвязанного с ней подразделения по связям с общественностью должна учитывать необходимость обеспечения взаимной ответственности персонала и руководства, соблюдение баланса интересов личности и предприятия, организацию тесного взаимодействия с государственными структурами безопасности.
Основные задачи по обеспечению безопасности предприятия или организации и профилактике возникновения кризисных ситуаций при установлении и поддержании связей с общественностью:
ü оценка внешней и внутренней среды компании для 0конкурентов и собственных сотрудников;
ü комплексное обеспечение безопасности функционирования предприятия при осуществлении им научно – исследовательской, проектно – конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово – кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;
ü обнаружение, анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;
ü всесторонняя защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых, организационных и технических методов защиты;
ü охрана имущества предприятия в его различных видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и др.)
ü обеспечение личной безопасности руководства предприятия и его ведущих специалистов;
ü разработка внутренней нормативно – методической документации по различным вопросам обеспечения безопасности предприятия;
ü подбор и обучение персонала для работы непосредственно в подразделениях службы безопасности предприятия и службы по связям с общественностью;
ü выработка рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для различных подразделений предприятия;
ü постоянное совершенствование используемых методов и средств дневной работы соответствующих служб последних достижений науки и техники в этой области. Использование прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и целенаправленного обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения по связям с общественностью.
1.4 Участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций.
Вероятность возникновения кризисных ситуаций в деятельности той или иной компании существенным образом зависит от сферы ее деятельности, квалификации ведущих менеджеров, уровня конкуренции в отрасли и множества других обстоятельств. Вид кризиса. Характер и тяжесть его последствий также определяется большим количеством одновременно действующих факторов внутренней и внешней среды функционирования компании.
Отдельные предприятия и организации успешно и беспроблемно функционируют на рынке в течение достаточно длительного времени. Другие, наоборот, довольно часто попадают в различные кризисные ситуации, наносящие значительный ущерб их конкурентоспособности и деловому имиджу, что нередко приводит к потере финансовой устойчивости и в конечном итоге к банкротству.
Краткосрочные и перспективные прогнозы серьезных аналитиков позволяют предположить, что для российских предприятий и организаций угрозы возникновения различных кризисов (особенно техногенных) в ближайшее время не уменьшатся. Любая компания должна быть потенциально готова к наступлению кризисной ситуации и иметь на этот случай эффективный вариант взаимодействия с различными категориями своей общественности.