Теория инфляции

Из вышесказанного можно, исходя из причины, разделить инфляцию по следующим видам. (Глава 7, Учебное пособие для вузов, «Экономическая теория» г. Ташкент 2003 гг.)

           

            1.3. Измерение инфляции

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. На практике обычно используется индекс валового национального продукта, индекс оптовых цен и индекс потребительских цен.

Индекс валового национального продукта, называемый дефлятором ВНП (ВВП), выражает отношение объема ВВП в фактических ценах к объему того же ВВП в так называемых базовых ценах, чаще всего в ценах предыдущего года.

Он рассчитывается по индексу Пааше:

,

где – цена I-го блага в базисном периоде; – цена I-го блага в текущем периоде; – количество I-го блага в текущем периоде.

Индексы оптовых цен – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени (обычно цены базисного года принимаются за 100, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному году). Например, средняя цена бензина в базисном 1995 г. была 54 тыс. р. за тонну, а в 1996 г. составила уже 162 тыс. р., то индекс цен на бензин будет равен 300% (162 тыс.: 54 тыс.) x 100%. То есть, средняя цена в отчетном году по отношению к базисному выросла в 3 раза.

При расчете инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ) исходной точкой является “потребительская корзина” – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (года, квартала, месяца). Стоимость корзины за прошлый год, квартал, месяц берется за базу, отправную точку и сопоставляется со стоимостью корзины, исчисленной в ценах данного месяца, квартала или года. ИЦП рассчитывается по индексу Ласпейреса:

,

где – цена I-го блага в базисном периоде; – цена I-го блага в текущем периоде; – количество I-го блага в базисном периоде.

Темп инфляции для данного года вычисляется по формуле

.

(Глава 8, Учебное пособие для вузов «Экономическая теория» г. Хабаровск, 2001).



      1.4.   Классификация видов Инфляций и механизмы их действия

Классификация видов инфляции предполагает использование различных критериев.

Виды инфляции по темпам роста цен:

а) нормальная инфляция - при темпе 3-3,5% в год;

б) умеренная, или ползучая инфляция - при темпе инфляции до 10% в год;

в) галопирующая инфляция - при темпе инфляции 20-200% в год;

г) гиперинфляция - при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растет бартер.

Виды инфляции по причинам:

а) Инфляция издержек (инфляция предложения) - возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из нижеприведенных графиков, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 68). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

 



Рис.68. Инфляция издержек

 

б) Инфляция спроса - вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.69.

 



Рис.69. Инфляция спроса

 

в) Инфляция ожидания - ожидание инфляции играет очень большую роль в ее подстегивании, так как нервозность, неопределенность, предположение о будущем развитии инфляции сильно влияют на рост цен.

Хотя теоретически инфляция и разделяется на два основных вида, в реальности дело обстоит гораздо сложнее.

На практике трудно различить эти два вида, так как они чаще всего существуют вместе. Для того, чтобы лучше понять эту мысль, приведем такой пример: допустим, что для обеспечения своих дефицитных расходов государство напечатало дополнительное количество бумажных денег, что вызвало увеличение денежной массы, находящейся в обращении, и повышение платежеспособного спроса. Это, в свою очередь, вызовет инфляцию спроса. Когда повышение спроса будет происходить на рынках товаров и ресурсов, то многие фирмы обнаружат, что их расходы на факторы производства растут и они вынуждены будут повысить цену на свою продукцию. Как мы видим, в данном случае имеет место инфляция спроса, но для многих фирм она выглядит как инфляция издержек. Такое сочетание инфляции двух типов наиболее часто встречается и наиболее трудно излечимо.

Рассмотрим механизм инфляции спроса. Повышение общего уровня цен в этом случае происходит вследствие возникновения избыточного спроса. Государство может попытаться тратить больше, чем оно производит, оно может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой его производственных возможностей. В такой ситуации производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением объема производства, а значит, просто повышаются цены. Коротко этот механизм можно описать так: денег на рынке становится гораздо больше, чем товаров, которые можно на эти деньги купить. Но на самом деле этот механизм несколько более сложен.

По мере того как спрос продолжает расти, экономика вступает в период большего приближения к полной занятости и к более полному использованию имеющихся ресурсов. Уровень цен может начать повышаться до того, как будет достигнута полная занятость. Это связано с тем, что по мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчезают одновременно во всех секторах экономики и во всех отраслях промышленности. В некоторых отраслях промышленности начинают образовываться узкие места, хотя у большинства отраслей есть избыточные производственные мощности. Некоторые отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее увеличение спроса на свои товары увеличением предложения. Поэтому цены на них растут. По мере увеличения спроса на рынке рабочей силы некоторые категории частично используемых работников начинают использовать полностью и их зарплата в денежном выражении повышается. В результате увеличиваются производственные издержки и фирмы вынуждены повышать цены. Сужение рынков рабочей силы расширяет возможности профсоюзов при заключении коллективных договоров и помогает им добиваться значительного повышения заработной платы.

Фирмы готовы уступать требованиям профсоюзов о повышении зарплаты, потому что не хотят забастовок, особенно в то время, когда экономика вступает на путь все большего и большего процветания. Кроме того, при увеличении общих расходов более высокие издержки можно легко возложить на потребителя, подняв цены. Когда достигнута полная занятость, предложение рабочей силы уменьшается, а спрос остается тем же, поэтому цена рабочей силы увеличивается, что приводит к росту издержек и цен на различных рынках.

Когда общие расходы достигают определенного этапа и полная занятость распространяется на все секторы экономики, все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение цен.

Наряду с описанным механизмом инфляция может происходить также и в том случае, если прирост совокупного спроса на данный период превышает прирост ВНП. Как известно, первичная реакция рынка на повышение спроса - повышение цены; наращивание же объемов производства происходит гораздо медленнее и является реакцией на повысившиеся цены. Если же спрос растет быстрее, чем в принципе возможно наращивать производство, то развивается процесс инфляции.

Инфляция также может возникнуть в результате изменения издержек и предложения на рынке.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, которые фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос (как это происходит при инфляции спроса) взвинчивают цены.

Два самых важных источника инфляции издержек - это увеличение оплаты труда и цен на сырье.

Инфляция, как известно, представляет собой механизм, раскручивающийся по спирали: рост цен усиливает факторы, которые сами же и порождают рост цен, инфляция совершает свой новый виток. На двух основных механизмах спирали инфляции необходимо остановиться поподробнее.

Первый из них - механизм адаптивных ожиданий (или инфляционных ожиданий). Сфера его не ограничивается одними только потребителями, которые, твердо поверив в неизменность тенденции к повышению цен, сокращают сбережения, нагнетают текущий спрос и таким образом сами же провоцируют очередное повышение цен. Надо еще учитывать, что дефицит сбережений пагубно сказывается на объеме кредитных ресурсов, а это препятствует росту капиталовложений, производства и предложения. Как видно, чем большую устойчивость приобретают адаптивные ожидания, тем сложнее финансировать инвестиции, тем медленнее увеличивается товарная масса. А ведь в условиях инфляции и так ощущается изрядное отставание предложения от спроса.

Адаптивные ожидания имеют макроэкономическую природу, они определяются реальными событиями, происходящими на конкретных рынках. На любые изменения макроэкономических условий, выражающиеся, допустим, в сокращении бюджетного дефицита или в переходе к неинфляционной денежной политике, рядовой потребитель отреагирует не раньше, чем убедится в действительном повороте окружающей его экономической обстановки. И до тех пор, пока такой поворот не произойдет, адаптивные инфляционные ожидания будут по-прежнему доминировать в психологии потребителя, который продолжит наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям. Сам характер адаптивных ожиданий таков, что их шлейф тянется долго, поддерживая инфляционный механизм даже тогда, когда на уровне национальной экономики сделано, казалось бы, все необходимое для обуздания инфляции. Очевидно, что без учета этого фактора, без специальных мер, направленных на гашение инфляционных ожиданий, любая антиинфляционная политика едва ли принесет желаемый результат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать