В этом контексте последнее исследование, проведенное профессором Ясиным из Высшей школы экономики, раскрыло очевидный парадокс: проведение некоторых из вышеупомянутых структурных реформ может оказаться дорогостоящим и вместе с тем может привести к замедлению экономического роста в краткосрочной перспективе. Но без них долгосрочный рост может оказаться под угрозой.
Как это возможно? Возьмем, к примеру, коммунальную реформу и реформу в электроэнергетике: в обоих случаях субсидии необходимо будет убрать и населению придется платить более высокие тарифы. Взамен существует надежда на то, что удастся создать более эффективную и устойчивую систему обеспечения данными услугами. Формирование такой системы позволит создать новые рабочие места и привлечь новые инвестиции, в данном случае в секторе коммунальных услуг и производстве электроэнергии. Однако будет и переходный период, в течение которого потребителю придется платить больше, - когда муниципалитеты и электроэнергетики будут строить такую систему. Другими словами, понадобится время, чтобы новые инвестиции принесли отдачу, были созданы новые рабочие места и улучшено качество предоставляемых услуг.
В течение этого переходного периода более высокие затраты потребителей на коммунальные услуги и электричество сократят спрос на другие товары, и это на самом деле может иметь краткосрочный отрицательный эффект на экономический рост. Однако без такой реформы существующая система достаточно скоро развалится и вообще перестанет функционировать, и это может иметь крайне негативное влияние на долгосрочные перспективы экономического роста.
Или возьмем другой пример - реформу образования. Это достаточно затратное и долговременное преобразование. Однако его необходимо осуществлять, для того чтобы обеспечить такой образовательный уровень, который необходим для производства конкурентоспособной продукции в интегрированной мировой экономике. Вот почему многие страны уделяют огромное внимание формированию и хорошему функционированию системы образования. Это классический пример того, как государственные инвестиции сегодня могут принести пользу в будущем.
Многие структурные реформы имеют схожую природу: инвестиции сегодня часто обходятся достаточно дорого для людей и общества в целом, но при этом их осуществление необходимо для получения выгоды в будущем. В какой-то степени улучшающаяся экономическая ситуация в стране сегодня - это результат вчерашних болезненных реформ, и поэтому для достижения наиболее высоких темпов роста в будущем необходимо продолжение этих реформ. Игнорирование данных реформ может стать очень дорогой ошибкой.
Правительство официально повысило величину прожиточного минимума за второй квартал с 2047 до 2137 рублей, то есть на 4,4%. При этом уровень инфляции за этот же период составил 2,6%. Это означает, что затраты наименее обеспеченной части россиян, которые тратят деньги лишь на самое необходимое, растут почти в два раза быстрее, чем расходы состоятельных граждан. Таким образом, несмотря на хорошие экономические показатели, число бедных не сокращается и составляет почти четверть населения России.
Так же правительство установило величину прожиточного минимума за второй квартал в размере 2137 рублей на человека в месяц. Для трудоспособных граждан официальная черта бедности достигла 2328 рублей на человека, для пенсионеров - 1629 рублей, детей - 2119 рублей.
По сравнению с первым кварталом прожиточный минимум вырос на 4,4%. При этом инфляция за этот же период составила 2,6%. Таким образом, затраты наименее обеспеченной части россиян, которые тратят деньги в основном на еду, растут почти в два раза быстрее, чем расходы всех остальных. Ведь инфляция - это рост цен на все товары и услуги, в том числе на недвижимость, автомобили, предметы роскоши, бытовую технику. А прожиточный минимум – это минимальный набор продуктов и услуг, без которых человек не может жить.
На сегодняшний день, по данным Госкомстата, почти четверть населения (23%) находится за официальной чертой бедности. При прожиточном минимуме 2137 рублей 0,4% россиян имеют доходы менее 500 рублей в месяц, 1,5% россиян - от 500 до 750 рублей, 2,7% - от 750 до 1000 рублей, 8,2% - от 1000 до 1500 рублей, 9,9% - от 1500 до 2000 рублей. По сравнению с прошлым годом число граждан с доходами меньше 2 тыс. рублей уменьшилось всего на 2,5%, но при этом за год вырос и прожиточный минимум, то есть фактически число бедных не изменилось.
Можно рассчитывать на то, что ситуация изменится с ростом ВВП. “При росте ВВП одновременно происходит и рост доходов населения”, - объяснила ГАЗЕТЕ эксперт Центра фискальной политики Антонина Ковалевская.
Действительно, за последний год суммарная величина денежных доходов населения за год увеличилась на 920 млрд. рублей. По данным Госкомстата, по сравнению с январем-маем 2002 года номинальные денежные доходы россиян выросли по сравнению с январем-маем 2002 года на 30,8%, а реальные, то есть с поправкой на инфляцию, увеличились на 14,3%. Однако при этом поляризация доходов самых бедных и самых богатых слоев населения не уменьшается, а, наоборот, с каждым годом растет. Так, за первое полугодие этого года 20% наименее обеспеченных россиян получали всего 5,5% всех денежных доходов. Год назад их доля была выше: 5,7%. 'Для России характерна резкая дифференциация доходов, - признает Ковалевская. - ВВП растет, но распределяется неравномерно, что характерно для развивающихся стран'.
Таким образом, число бедных в России не уменьшается, несмотря на все благоприятные макроэкономические показатели, такие как низкая инфляция и быстрый рост ВВП.
По мнению экономистов, сложившаяся ситуация с бедностью объясняется двумя основными причинами. 'В России доля зарплаты в издержках предпринимателей гораздо меньше, чем на Западе', - сообщил ГАЗЕТЕ директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Ее рост сдерживает высокий ЕСН (35,6%) на фонд заработной платы. 'Его надо снижать, причем не на несколько процентов, а до 20--25%. У нас экономика такая, что тут больше подходит кувалда, а не пинцет', - говорит эксперт. Вторая причина - крайне низкие зарплаты работников бюджетной сферы.
Однако мнения экспертов о том, как бороться с этой проблемой, расходятся. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич убежден, что нужно выбрать: 'Или мы повышаем налоги и увеличиваем им зарплату, или снижаем налоги, но тогда зарплата в бюджетной сфере не может повышаться постоянно'. Он полагает, что бороться с бедностью надо через оказание целевой социальной помощи, определив приоритеты, например, особое внимание уделять неполным семьям с несколькими детьми.
Николаев придерживается иного мнения. 'В условиях профицитного бюджета надо просто повышать зарплату бюджетникам. Ситуация в экономике изменилась, а стереотип у нас прежний. Ведь бюджетники потратят свои деньги не на дорогие импортные товары, а на предметы российского производства: еду, одежду', - говорит он.
По градации Всемирного банка все страны по уровню доходов населения делятся на четыре категории: с низкими (до 1000 долларов в год на человека), средненизкими (до 3000 долларов), средневысокими (более 3000 долларов) и высокими (более 20 000 долларов). Россия относится ко второй категории. Годовой доход на душу населения в России в среднем составляет 1750 долларов в год при прожиточном минимуме 70 долларов в месяц. В ту же группу входит Белоруссия - годовой доход на душу населения 1290 долларов при прожиточном минимуме 50 долларов в месяц, а также еще две страны СНГ: Казахстан и Туркменистан. Большинство стран СНГ относится к категории стран с низкими доходами, в том числе Украина. Годовой доход на душу населения на Украине составляет 720 долларов в год при прожиточном минимуме 66 долларов в месяц. Страны Балтии и большинство стран Восточной Европы относятся к странам со средневысокими доходами. Государства Западной Европы, Япония, США и Канада составляют четвертую категорию. В США среднедушевой доход в год составляет 34 280 долларов в год при прожиточном минимуме 400 долларов в месяц.
( Источник: Наталия Биянова, Мария Селиванова – СМИ «Газета».
Заключение:
Итак, делая выводы по окончании написания данной курсовой работы хотелось бы отметить следующие моменты:
1. Инфляция является одним из самых негативных и массовых, негативно влияющих явлений на финансовую систему и экономику страны в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
2. В странах с развитой экономикой явление инфляции может рассматриваться как неотъемлемый элемент экономики. Однако в них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
3. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.
Список использованной литературы:
1 «Экономическая теория», Ташкент 2003 гг.; акад. Абдурахманов К.X., проф. Абдуллаев Е.А., проф. Абдуллаева Ш.З.
2 Учебное пособие для вузов «Экономическая теория» г. Хабаровск, 2001 гг.»
3 Учебное пособие «Основы экономики» Издательство, «ИНФРА-М», 2000 гг.
4 Материалы из «СМИ» Газета
5 «Экономическая история Китая в раннее средневековье». Москва 1980 гг.