Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Новая столица"...

Эта функция анализа - контроль за выполнением планов и подго­товка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и из­менчивости внешней среды требуется оперативная корректировка те­кущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменения каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.

,,Большая роль отводится анализу в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется эко­номика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управ­ления производством, действенным средством .выявления внутрихозяй­ственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством на современ­ном этапе возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:

• необходимостью неуклонного повышения эффективности про­изводства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повы­шением наукоемкости и капиталоемкости производства;

• отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;

• созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударств­лением экономики, приватизацией предприятий и прочими ме­роприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленчёские решения и действия должны быть основаны на точных чертах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли АХД, ошибки в планах в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АХД, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.


1.1 Основные задачи АХД субъекта хозяйствования.


1. Изучение характера действия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глу­бокого экономического анализа результатов деятельности пред­приятия за прошлые годы (5—10 лет) и без обоснованных про­гнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недо­статков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводить­ся не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действен­ность анализа.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использова­нию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг.

7. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления ры­ночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.

8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

В целом, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного разви­тия, научным обоснованием планов, управленческих решений, конт­ролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повы­шения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

1.2 Виды АХД и их классификация


В экономической литературе АХД классифицируется по различ­ным признакам, что имеет большое значение для правильного пони­мания его содержания и задач.

По отраслевому признаку АХД, делится на отраслевой (промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитыва­ющий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической осно­вой отраслевых методик анализа.

По признаку времени различают предварительный анализ (до совер­шения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совер­шения хозяйственных операций). Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих реше­ний. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнени­ем принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретро­спективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономи­ческих показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспектив­ного анализа.

В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и ито­говый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйствен­ные процессы.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не толь­ко оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного го­ризонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприя­тия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.

По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

• показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

• привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

• дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стра­тегическую и тактическую политику.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравни­тельного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупрежде­ния о назревающих проблемах, основанная на исследовании дости­жений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в дру­гих отраслях. Она используется в качестве инструмента получения информации, которая требуется для поддержания и достижения пре­имуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхож­дений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к не­обходимости поиска новаций, создает базу для инновационной дея­тельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратеги­ческих и тактических управленческих решений по-ликвидации от­ставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.

По аспектам исследования выделяют финансовый, управленчес­кий, социально-экономический, экономико-статистический, марке­тинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функцио­нально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущно­сти финансового механизма функционирования субъектов хозяйство­вания. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ прово­дится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стра­тегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организа­ции производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономи­ческие результаты хозяйственной деятельности. Его проводят эконо­мические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать