Трудовые споры и порядок их разрешения

Трудовые споры и порядок их разрешения

СОДЕРЖАНИЕ


ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ  И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

1.1. Понятие, виды и причины  трудовых споров

1.2. Принципы рассмотрения трудовых споров

1.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

1.4 .Понятие и виды коллективных трудовых споров

2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ

2.2. Анализ состава  персонала организации на примере сборочных цехов

2.3. Социально-психологические аспекты управления персоналом на заводе

2.4. Примирительные процедуры при трудовых спорах, используемые на предприятии

2.5.   Забастовка — как  крайняя форма разрешения социально-трудового конфликта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Коллективные трудовые споры, конфликты стали частью нашего повседневного бытия. Мы слышим о них по радио и телевидению, читаем в газетах, сталкиваемся на практике. Что является причиной их возникновения.

Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется  по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.

Обе эти категории споров получили сегодня широкое распространение в нашей стране. Однако, если индивидуальные споры не были редкостью и прежде, имели нормативные (Трудовой кодекс РФ) и процедурные (примирительные комиссии, суд) рамки своего разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.

После десятилетий полного государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в западных странах.

Актуальность темы обуславливается нестабильностью рыночных отношений. Цель исследования – разрешения трудовых споров на основе Российского законодательства. К сожалению, увеличилось число нарушений работодателями норм трудового законодательства (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты заработной платы  и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)

Кроме того, интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто происходит столкновение  этих интересов на разных стадиях трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они рассматриваются и разрешаются в зависимости от их характера  и подведомственности  в комиссиях по трудовым спорам (КТС) организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и работодателями, а также в примирительных комиссиях с участием посредников и в трудовых арбитражах между трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров возросло. При этом характер споров обострился, и, разумеется, в них проявляются происходящие в обществе социально-экономические процессы.

В такой непростой ситуации крайне важно, как нам представляется, и работникам, и работодателями, и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие законоположения в сфере труда.

Трудовой кодекс РФ дал новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя. В Кодексе прослеживается определенная правопреемственность с ранее действовавшим Кодексом законов о труде (Трудовой кодекс РФ) как по структуре, так и по содержанию (многие положения КЗоТ в том или ином виде перешли в новое трудовое законодательство).

Основной целью представленной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в соответствии трудовому законодательству.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу индивидуальных и коллективных трудовых споров.

2. Изучить общий порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

3. Изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Предметом исследования является ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг». Объектом исследований являются трудовые коллективные и индивидуальные правоотношения.



ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ  И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

1.1. Понятие, виды и причины  трудовых споров 


Трудовые споры и порядок их разрешения — одна из важней­ших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны работника, его иска не может возникнуть индивиду­альный трудовой спор, а без инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза) нет и коллектив­ного трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосред­ственным поводом для спора. Трудовым правонарушением называется виновное невыпол­нение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом сво­ей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, сле­довательно, нарушение права другого субъекта данного правоот­ношения [  ]. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонаруше­ния нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным [  ].

Само трудовое правонарушение еще не считается трудовым спором. Различная его оценка субъектами является разногласи­ем, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, когда оно внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т. е. оспорено в этом органе действие (бездей­ствие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право друго­го субъекта. Поэтому надо различать трудовой спор и разногла­сие, не оспоренное в юрисдикционных органах.

Так, если беременную машинистку работодатель уволил по п. 2 ст. 83 ТК, то налицо трудовое правонарушение (ст. 261 ТК запрещает увольнение беременных) и есть разногласие, так как машинистка считала увольнение неправильным, но не стала ос­паривать его в суде, а поступила на другую работу. Следователь­но, трудового спора здесь не возникло, хотя было трудовое право­нарушение и разногласие о нем. Таким образом, трудовое право­нарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествует трудо­вому спору, составляя динамику его возникновения. Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непо­средственных переговорах с работодателем (администрацией). Трудовой же спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Динамика возникнове­ния трудового спора такова:

1)   трудовое  правонарушение   (действительное,   или  по   мне­нию правомочного субъекта);

2)   различная его оценка субъектами правоотношения (разно­гласие);

3) попытка урегулировать разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах;

4) обращение  для  разрешения  разногласия  в  юрисдикцион-ный орган — трудовой спор.

Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспа­ривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступив­шие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъ­ектов трудового права по вопросам применения трудового за­конодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудо­вых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторо­нами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно свя­занных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовой кодекс (ст. 381) закрепляет понятие индивидуаль­ного трудового спора. Во второй части этой статьи также указы­вается, что индивидуальным трудовым спором будет спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заклю­чить трудовой договор с работодателем, в случае отказа послед­него от заключения такого договора. В ранее данном нами поня­тии все указанные во второй части ст. 381 лица — это субъекты трудового права, так как уволенный работник является субъек­том правоотношения по трудовому спору о. восстановлении на работе, а лицо, обжалующее отказ в приеме на работу, тоже субъект правоотношения по трудоустройству.

В статье 37 Конституции РФ признается право на индивиду­альные и коллективные трудовые споры с использованием уста­новленных федеральным законом способов их разрешения, вклю­чая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусмат­ривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать