Трудовые споры и порядок их разрешения

2.5.   Забастовка — как  крайняя форма разрешения социально-

трудового конфликта


Уже в ходе примирительных процедур, имеющих целью разре­шение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Эти акции предпринимаются ими в поддержку своих требований.

Собрание представляет по сути первый акт предъявления тре­бований работников. Эти требования выдвигаются на собрании (конференции) большинством голосов. Вместе с этим избирают­ся полномочные представители работников для участия в разре­шении коллективного трудового спора. Работодатель не вправе препятствовать проведению собрания (конференции), обязан пре­доставлять для него соответствующее помещение. Как правило, выдвигаемые требования излагаются в письменной форме и на­правляются работодателю, а их копия — в орган государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Митинг как форма массового собрания по поводу актуальных, преимущественно общественно-политических и социально-эко­номических вопросов может проводиться работниками в знак не­довольства своим положением и поддержки выдвигаемых перед работодателями требований. Он часто используется как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.

Демонстрация, представляя собой массовое шествие, выража­ет какие-либо общественно-политические настроения, в том чис­ле и социальный протест. Вызванная недовольством работников организации, отрасли или региона, она также может использо­ваться как форма выражения общественного мнения по поводу содержания и порядка разрешения социально-трудового конф­ликта.

Пикетирование относится к акциям того же плана. Оно озна­чает патрулирование группой митингующих или демонстрантов в районе проведения митинга или демонстрации. Нередко пике­ты выставляются представителями участников протеста социаль­ного или иного характера перед органами государственной влас­ти и местного самоуправления, другими официальными предста­вительствами.

Указанные акции проводятся обычно в условиях локального или общего конфликта, когда в противоборство втягивается боль­шинство персонала предприятия либо основная масса работников, занятых в той или иной отрасли хозяйства. В таком конф­ликте, как правило, остро сталкиваются несовпадающие интере­сы сторон, связанные преимущественно с производственными, распределительными и трудовыми отношениями. Но нередко противостояние выходит за эти рамки, вторгается в область эко­номической и социальной политики, деятельности органов госу­дарственной и местной власти, сопровождается требованиями политического характера.

Конкретный тому пример — общероссийская акция протеста, которая про­водилась 7 октября 1998 г. по инициативе профессиональных союзов и при ак­тивном участии ряда общественных движений, политических партий и групп из тех, что находились в оппозиции высшему руководству страны. Вместе с требо­ваниями социально-экономического характера участники акции выдвигали ло­зунги отставки президента, смены курса осуществляемых реформ, принятия правительственных мер к обузданию преступности и коррупции.

Локальный и общий конфликты принимают самые разные по­веденческие формы. Наиболее распространенными являются два направления: первое — действия в рамках социальных институ­тов, организационных форм и процедур (проведение дискуссий, обращение с запросами во властные структуры, подписание дек­лараций, принятие законоположений и т.п.); второе — массовые акции с предъявлением требований со стороны недовольных со­циальных групп, апелляцией к общественному мнению, выра­жением протеста не только в форме собраний, митингов, демонстра­ций и пикетирования, но также голодовок, кампаний граждан­ского неповиновения и забастовок.

Та же общероссийская протестная акция 7 октября 1998 г. нашла выражение в разнообразии вариантов выдвижения и поддержки требований трудящихся и жителей отдельных регионов страны. Ей предшествовали: четырехмесячный шахтерский пикет на Горбатом мосту у Дома правительства в Москве; времен­ные перекрытия железнодорожных магистралей в Приморье, Кемеровской, Че­лябинской, Ростовской областях и Республике Коми; забастовки учителей и медиков, митинги и демонстрации машиностроителей, аграриев, энергетиков, работников академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, преподавателей вузов и студентов ряда крупных городов страны.

В акциях протеста приняли участие миллионы россиян. Одни ограничились краткосрочным прекращением работы и проведением собраний непосредственно на предприятиях и в учреждениях, другие же вышли на улицы, устраивали ше­ствия и митинги. Известно, что в Москве на Васильевском спуске у Кремля со­бралось примерно 150 тыс. человек под флагами профсоюзов и некоторых партий, а на Дворцовой площади Санкт-Петербурга сошлись на общегородской митинг свыше 100 тыс. человек.

Вне сомнения, крайней формой социального протеста выступает забастовка. Актуальность темы забастовочного движения как средст­ва разрешения социально-трудовых конфликтов в настоящее вре­мя в России приобретает повышенную остроту.

Исторически забастовки или, как их еще называли, стачки ста­ли фактом в условиях утверждения капиталистического способа производства, перехода к машинной индустрии, концентрации лиц наемного труда на крупных предприятиях со многими тысяча­ми рабочих. Их главная цель почти всегда сводилась к защите интересов тех, кто жил продажей своей рабочей силы.

Формы стачечной борьбы отличались разнообразием. Извест­но, например, что луддиты — участники первых стихийных вы­ступлений на предприятиях Великобритании в конце XVIII — начале XIX в. — ломали станки и фабричное оборудование. Недо­вольство лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 гг. доходило до применения рабочими огнестрельного оружия. Широкий резо­нанс в мире вызвали сопровождавшиеся полицейской расправой демонстрации пролетариев Чикаго в США в майские дни 1886 г.

В историю России приметной вехой вошла знаменитая Моро-зовская стачка на Никольской мануфактуре Морозовых в подмос­ковном Орехово-Зуеве, которая произошла в январе 1885 г. Тогда ткачи и прядильщики, прекратив работу, направили письменные требования не только владельцам предприятия, но и правитель­ству. В частности, они настаивали на отмене или существенном сокращении штрафов, издании специального закона об условиях найма на работу и увольнения. В конце концов властям и соб­ственникам мануфактуры пришлось уступить, а состоявшийся за­тем суд оправдал организаторов забастовки.

И в последующее время стачки имели большое значение в рос­сийском рабочем движении. Они оказали значительное влияние на ход революционных событий 1905—1907 гг., а также памятно­го своими Февралем и Октябрем 1917 г. Забастовки проходили и после установления в России советской власти. Лишь с конца 1920-х гг. о них перестали упоминать; считалось, что в стране, строящей социализм, их не должно быть вовсе.

Следует напомнить, что со времени окончания Второй миро­вой войны и вплоть до середины 1970-х гг. в США, большинстве государств Западной Европы, Японии и других странах забасто­вочное движение приняло широчайший размах. В ту пору изме­нились круг и характер выдвигаемых трудящимися требований. Бастующие добивались не только улучшения условий купли-продажи рабочей силы, т.е. более высокого уровня заработной пла­ты, сокращения рабочего дня, надежной охраны труда, но и осу­ществления мер по обеспечению полной занятости, организации профессионально-технической подготовки, благоустройству ра­бочего быта и т.п. Тогда же сложились действующие и по сей день организационные формы социального партнерства.

С конца 1970-х гг. ситуация начала склоняться в сторону спада волны забастовок, ослабления влияния профсоюзов, установле­ния так называемого нового социального консенсуса. Но и теперь во многих странах время от времени вспыхивают острые соци­ально-трудовые конфликты.

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен и в зна­чительной мере подвергся научному обобщению опыт прогнози­рования забастовок и их урегулирования. На предприятиях этих стран в улаживании возникающих конфликтов общего характера принимают участие представители не только самих бастующих и предпринимателей-работодателей, но и муниципальных и госу­дарственных органов. Вмешательство властных структур закреп­лено соответствующим законодательством.

Законы большинства развитых стран с рыночной экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций, Междуна­родная Организация Труда (МОТ) и др. Они предусматривают пра­во граждан на забастовку, устанавливая, однако, и определенные ограничения. Прежде всего составляется перечень отраслей, в ко­торых забастовочные акции запрещены. Обычно это касается вооруженных сил, полиции, пожарной службы, скорой медицин­ской помощи, газо- и электроснабжения, некоторых других жиз­необеспечивающих систем.

К нарушителям законоположений применяют различные санк­ции с привлечением при необходимости сил правопорядка. Государ­ство же устанавливает законодательные рамки ведения переговоров и осуществления примирительных процедур между конфликту­ющими сторонами, поиска взаимоприемлемых решений. Оно стремится быть посредником, с тем чтобы не допускать крайних форм социального столкновения.

В бывшем Советском Союзе социально-экономический кри­зис, охвативший с конца 1980-х гг. страну, попытки тогдашних «ар­хитекторов перестройки» реформировать условия хозяйствования в рамках социалистического выбора также вызвали всплеск заба­стовочных действий. Летом 1989 г. массовый протест произошел в Кузбассе; с шахтерами этого региона солидаризировались гор­няки и других угольных бассейнов. Осенью того же года забасто­вали шахтеры Воркуты. В последующее время забастовки или угрозы прибегнуть к ним стали практиковаться во многих районах. Вслед за горняками их объявляли и работники других массовых профессий, включая учителей, медицинских работников, персо­нал научно-исследовательских учреждений.

Становившиеся нормой социально-трудовые конфликты в Рос­сии потребовали принятия ряда правовых документов. Они предна­значались тому, чтобы служить упорядочению и регулированию выдвижения, рассмотрения и разрешения спорных проблем, вы­зывающих обострение социальной напряженности.

Одним из первых актов такого рода стал Указ Президента Рос­сийской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнер­стве и разрешении трудовых споров». В соответствии с указом, в частности, предусматривалось ежегодное заключение генераль­ного соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством России, представителями общефедеральных объе­динений профсоюзов, а также предпринимателей. Имелось в виду, что соглашение вберет в себя обязательства сторон в области заня­тости населения, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, реализации социально-экономических программ и т.д. Вместе с тем предусматривалось заключение трехсторонних от­раслевых тарифных соглашений между органами государствен­ного управления, профсоюзами и представителями собственни­ков (работодателей) со взаимными обязательствами сторон. Име­лось в виду, что подобными обязательствами будут регулироваться социально-трудовые отношения в сфере организации и оплаты труда, социальной защиты, найма и увольнения работников. В указе подчеркивалось, что при соблюдении условий упомянутых соглашений конфликты, включая и форму забастовки, считают­ся незаконными. Была создана Служба разрешения трудовых конфликтов, на которую возложен контроль за ходом выполне­ния заключенных соглашений, изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и участие в их устранении (эта го­сударственная служба действует в системе Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социаль­ного развития РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать