Порядок расчетов между предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам определяется в соответствии с правилами без-наличных расчетов в РФ. Условия внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – стан-ция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ве-
дут в ж/о № 6, где синтетический расчет учетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом.
При автоматизации учета на основании выписок банка составляются ма-шинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, приме-няемому для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Эти машинограм мы служат основанием для разработки оборотных ведомостей по счетам, по ито говым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.
Безруких П. С. справедливо утверждает, что в условиях рыночной эконо-
мики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов по-ставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произве-сти расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным ис-пользованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ве-дет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисцип-лины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815) [14], вексель является формой договора займа. С момента выдачи ве-кселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.
Различают простые и переводные векселя. Простой вексель по определе-нию Кондракова Н.П., – это письменное долговое денежное обязательство од-ной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступле-нию срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным тор-говым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.
Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму тре-тьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в дол-говое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной на-дписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.
Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в анали-тическом учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по креди-ту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выда-нные". По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных сре-дств (50, 51,52 и др.).
Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским Кодексом РФ (2, ст. 410), согласно которого обязательства одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом встречного однородного тре-бования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования. Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без учас-тия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному догово-ру выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).
Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон до-
говора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. Для это-го необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором указать документы, по которым возникли задолженности и суммы задолженности с выделением НДС, оформить письменное заявление одной из сторон о проведении зачета за подпи-сью руководителя и главного бухгалтера.
Бартерная операция является договором мены, действие которого регули-руется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).
В соответствии с действующим законодательством товарообменные сдел-
ки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамках договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.
Особенностью товарообменных операций является оценка приобретено-го имущества. С 1 января 2002 года выручка определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99. С этого времени выручку по договорам, предусматривающим оп-лату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), по-лученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).
Если невозможно установить рыночную стоимость полученных ценнос-тей, выручку определяют по стоимости своей продукции (товаров), подлежа-щих передаче другой организации. Стоимость своей продукции устанавливают исходя из обычной отпускной цены на свою такую же аналогичную продук-цию.
Официальным документом, определяющим порядок учета товарообмен-ных операций, является письмо Минфина РФ от 30.10.92 г. №16-05/4 «О поряд-ке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, или операций осуществляемых на бартерной основе».
В соответствии с данным письмом учет по договору мены зависит в осно-
вном от выбранного варианта учета продажи продукции для целей налогообло-жения.
По мнению Сотниковой Л.В. [38] неотфактурованными считаются поста-вки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платеж-ного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получе-ния документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере № 6: в графе «Номер счета» проставляется буква «Н» (не отфа-ктуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стои-мость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Опла-те в отчетном месяце они не подлежат, так основанием для оплаты банком яв-ляются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегис-трирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления то-варосопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком и ре-гистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по груп-пе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, а по строкам: сальдо (неза-конченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.
Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцеп-товала (приняла к оплате) документы поставщика. При этом право собственнос-ти на материально-производственные запасы перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаро-сопрово-дительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплаче-ны.
В журнале-ордере № 6 указанные платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окон-чании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимос-ти материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец меся-ца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.
По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ор-дера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журна-ла-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка. В случае выявления недос-тач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распреде-ляется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорциона-льно стоимости груза.
По определению Кондракова Н. П. Под дебиторской задолженностью по-нимают задолженность других организаций, работников и физических лиц дан-ной организации.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим орга-низациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 196), срок исковой давности по расчетам между юридическими лицами установлен в 3 года.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списы-
вается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолжен-ность неплатежеспособных дебиторов" в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественно-го положения должника.
В соответствии с Положением о составе затрат (5, п. 14) суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализованных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.
Установленный в Указе Президента порядок расчета между дебиторами и кредиторами уточнен Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817. в соответствии с пунктом 2 данного Постановления не востребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек уста-новленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истече-нии 4 месяцев со дня фактического получения организацией – должником това-ров (выполнения работ, оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыли, учитываемую при налогообложении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17