В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой.
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). в ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а – при определении выручки по оплате.
Продукция считается проданной при переходе права собственности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. Момент перехода права собственности на продукцию, товары и услуги определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам поставки (ст. 506 – 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов.
Порядок учета продажи продукции зависит от выбранного организацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продукции организация определяет самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой. Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.
Статья 167 Налогового кодекса РФ определяет дату продажи товаров, работ и услуг:
Ø для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке» – день отгрузки или передача права собственности на товар, день оплаты товаров, работ и услуг;
Ø для организаций, выбравших метод продажи «по оплате» – по мере поступления денежных средств.
Синтетический учет продажи продукции осуществляется на активно-пассивном сч. 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, например, выручка и себестоимость по:
ü готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
ü работам и услугам промышленного характера;
ü работам и услугам непромышленного характера;
ü покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
ü строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разве-дочным, научно-исследовательским и подобным работам;
ü товарам;
ü услугам по перевозке грузов и пассажиров;
ü транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
ü услугам связи и др.
К сч. 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:
90/1 «Выручка» – для учета поступления выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
90/2 «Себестоимость продажи» – для учета себестоимости продаж, по которым на субсчете 90/1 «Выручка» признана выручка;
90/3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета суммы налога на добавленную стоимость, причитающейся к получению от покупателя (заказчика);
90/4 «Акцизы» – для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции, товаров, работ и услуг;
90/5 «Экспортные пошлины» – открывают организации–плательщики сумм экспортных пошлин;
90/9 «Прибыль/убыток от продажи» – для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/ 2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/ 1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на сч. 99 «Прибыли и убытки». Поэтому синтетический сч. 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
Записи оборота по дебету сч. 90 «Продажи» отражают:
– стоимость проданной продукции по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена);
– разницу между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам;
– расходы на продажу;
– управленческие расходы;
– акциз;
– налог на добавленную стоимость;
– налог с продаж;
– прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной продукции).
Записи оборота по кредиту сч. 90 «Продажи» отражают:
– сумму к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам, акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж);
– убыток (при превышении себестоимости над стоимостью по продажным ценам).
Для определения выручки для целей налогообложения методом «по отгрузке» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;
на сумму стоимости предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по реализованной продукции (товарам):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
выявляется финансовый результат от продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
Для определения суммы выручки для целей налогообложения методом «по оплате» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;
на сумму стоимости предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по отгруженной продукции, товарам (подлежит перечислению в бюджет после получения оплаты):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетный счет»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
начисленный ранее НДС подлежит к уплате в бюджет:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
списывается финансовый результат от продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к сч. 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по сч. 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и т. д.
2.3 Отчетность материально ответственных лиц
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения готовой продукции. В ярлыке указывают наименование продукции, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия продукции.
Учет движения и остатков готовой продукции осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка готовой продукции.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток готовой продукции. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов.
Ведение учета готовой продукции допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.
В условиях автоматизации учетных работ и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек складского учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков готовой продукции. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием готовой продукции на складе и оперативного управления производством.