При незначительной номенклатуре и возможности организации аналитического учета материалов партиями производственные предприятия в качестве учетных цен могут использовать цены фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В этом случае цена единицы материала определяется путем деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.
Фактическую себестоимость списываемых на производство материалов, согласно действующим нормативным документам, могут определить одним из четырех рекомендованных предприятиям методов оценки запасов:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени закупок — ФИФО;
· по себестоимости последних по времени закупок — ЛИФО.
При этом необходимо иметь в виду, что производственное предприятие в течение всего отчетного года может применять только один из перечисленных выше методов, который фиксируется в его учетной политике.
Метод оценки материалов по себестоимости каждой единицы основан на индивидуальной оценке материальных запасов, представляющей собой расходы на приобретение конкретного объекта. Прежде всего это относится к материалам, используемым предприятием в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням, взрывчатым веществам и т. д.), и материалам, которые не могут заменять друг друга.
Метод оценки материалов по средней себестоимости традиционен для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким ценам они приобретались, учитываются и списываются на производство, как правило, по твердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
При оценке материалов по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым ушел. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т. д., в порядке очередности, пока не будет получено общее количество израсходованных материалов за месяц.
При оценке материалов по методу ЛИФО применяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе на производство вначале списываются материалы по цене (себестоимости) последней закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т. д., до получения общего количества израсходованных материалов.
Применение указанных методов оценки ориентирует производственные предприятия на организацию аналитического учета материалов не только по их видам, но и по отдельным партиям.
Анализ использования приведенных выше методов оценки материалов позволяет сделать следующие выводы.
Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции он обусловливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно — завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.
Метод ЛИФО предполагает первоочередное списание материалов по себестоимости последних партий. Благодаря ему обеспечивается завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшение ликвидности. Его рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль, налог на имущество и др.).
Метод средней себестоимости дает возможность оценивать отпускаемые ресурсы по среднепокупной себестоимости. Он является умеренным, с точки зрения влияния на налогооблагаемую базу и ликвидность, по сравнению с методами ФИФО и ЛИФО.
В международной практике, наряду с вышеперечисленными, применяются также другие методы оценки материальных запасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.
По методу ХИФО, списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью.
Метод ХИФО предназначен, в основном, для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние в результате снижения базы налогообложения.
В настоящее время у нас в стране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены, в основном, имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.
По методу ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод, в основном, перекликается с методом ФИФО.
Метод ЛОФО целесообразно применять для отражения в учете большей суммы прибыли, что способствует привлечению потенциальных инвесторов.
По методу НИФО применяют правило: следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.
2 Учет использования материалов в производстве
в ООО «Стереотип»
2.1 Характеристика ООО «Стереотип»
Общество с ограниченной ответственностью создано в 2005 году путем выделения из Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга. Форма собственности предприятия – частная, организационно – правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями ООО «Стереотип» являются: частные лица. Общество образовано путем взноса денежных средств учредителей на расчетный счет вновь образованного предприятия. Уставный капитал ООО «Стереотип» составляет десять тысяч рублей.
Устав предприятия – внутренний документ, регулирующий в соответствии с действующим законодательством правовые отношения между предприятием и учредителями, банками, поставщиками, покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами. По Уставу ООО «Стереотип» не имеет право осуществлять любую другую коммерческую деятельность, кроме основной.
Основной вид деятельности общества – оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам. Оплата произведенных работ в зоне ответственности ООО «Стереотип» осуществляется по установленным нормативам, заложенным в стоимость платы за содержание жилого помещения. Кроме того, утвержден прейскурант цен на услуги, оказываемые предприятием на платной основе.
Основной задачей функционирования исследуемого предприятия является бесперебойное обеспечение населения и предприятий города коммунальными услугами в зоне ответственности.
Отраслевая структура имеет следующий вид:
1) Министерство строительства Российской Федерации
2) Департамент жилищно-коммунального хозяйства
3) Государственное предприятие «Облжилкомхоз»
4)Комитет по управлению государственным имуществом Администрации города Оренбурга
5) Общество с ограниченной ответственностью «Стереотип»
Производственная структура ООО «Стереотип» включает в себя две составляющие: аппарат управления и производственный участок. Производственный участок составляет четыре бригады:
1) Бригада, осуществляющая капитальный ремонт жилых зданий
2) Бригада, осуществляющая текущий ремонт зданий
3) Бригада, производящая внутридомовое обслуживание
4) Бригада, осуществляющая дополнительные работы
Самостоятельных подразделений, выделенных на отдельный баланс ООО «Стереотип» не имеет. Численность персонала составляет 67 человек, в том числе аппарат управления – 4 человека.
Управляет предприятием директор, назначенный на занимаемую должность собранием учредителей. Директор на основании Устава имеет право распоряжаться денежными средствами организации, заключать хозяйственные договора от имени предприятия, представлять организацию без доверенности и осуществлять другую деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации.
ООО «Стереотип» является юридическим лицом, учитывает принадлежащее организации имущество на отдельном балансе. Имеет финансовую печать содержащую полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, указание на место расположения. Юридический адрес: 461040 Оренбургская область, г. Оренбург ул. Новая д.8
Организация бухгалтерского учета.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. Директором ООО «Стереотип» созданы необходимые условия для ведения бухгалтерского учета на предприятии, обеспечено обязательное выполнение требований главного бухгалтера по срокам предоставления первичных учетных документов и правильности их оформления. Ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО «Стереотип» возложено на главного бухгалтера.
Основой организации первичного учета в ООО «Стереотип» является разработанный главным бухгалтером и утвержденный директором график документооборота. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, а также указывается порядок, место и время прохождения документа от момента фиксирования хозяйственной операции до сдачи на хранение.
Для учета хозяйственных операций в ООО «Стереотип» применяется автоматизированная форма учета, созданная на базе использования вычислительной техники в программе « 1С: Предприятие».
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации, план документооборота, план инвентаризации, рабочий план счетов, план отчетности. В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций. В ООО «Стереотип» используются типовые формы первичных учетных документов, кроме того, применяются формы, разработанные самостоятельно в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете». Все формы первичных документов содержат следующие обязательные реквизиты: порядковый номер документа, дата составления, описание хозяйственной операции, подписи лиц ответственных за ее совершение с указанием должности и расшифровкой подписи.