Каждый предприниматель при осуществлении расчетов будет использовать свою собственную методику.
Например.
Рис 2.2 "Структура возможных доходов и расходов:"
А б в г д е ж з и к л м н о п
А - амортизационные отчисления со стоимости всех используемых в процессе производства технических элементов
Б - налог на имущество (предельный размер 0,5 % от балансовой стоимости всего имущества предприятия);
В - дорожный налог (местный налог, взимаемый в тех регионах, местные органы власти которых приняли такое решение, дорожный налог в Москве составляет 0,4 % от цены приобретаемого товара);
Г) стоимость сырья в расчете на одну товарную единицу;
Д) дорожный налог на приобретаемое сырье;
Е) планируемый фонд заработной платы в расчете на одну товарную единицу;
Ж) налог на начисляемый фонд заработной платы (37 % от суммы, подлежащей выплате в качестве заработной платы;
З) платежи в фонд занятости (местный налог, в Москве - ! % от начисляемого фонда заработной платы;
И) НДС в части выплачиваемого фонда з/п. вместе со всеми платежами из этого фонда, т.е. 28 % от суммы (е+ж+з);
К) планируемая прибыль;
Л) НДС в части планируемой прибыли (28 % от К);
М) налог на прибыль ( 32 % от суммы к + л);
Н) дополнительная прибыль;
О) НДС в части дополнительной прибыли ( 28 % от н);
П) налог на прибыль в части дополнительной прибыли (32 % от суммы н + о).
Раздельное включение планируемой прибыли и дополнительной прибыли методически оправдано, ибо в противном случае предприниматель будет полагаться на "остаточный принцип" выявления прибыльности производства. В данном же случае он сознательно планирует минимально допустимый для него уровень прибыли, при котором производство будет считаться целесообразным.
При осмыслении проблемы учреждения предприятия предприниматель прежде всего стремится предугадать выгодность будущего проекта. При этом выявленный размер прибыли позволит предпринимателю прийти к выводу о сороке оекпа6емости проекта. Обычно начинающий предприниматель использует заемный (не собственный капитал). Значит, при осуществлении расчетов необходимо учитывать плату за пользование такими заемными средствами (ссудный процент).
Проблемы налогообложения
Налоговый пресс государства и местных органов власти выступает не стимулятором, а весьма часто - тормозом развития предпринимательства. Нередко предприниматели стремятся в такой ситуации "уйти от налогов", пользуясь теми возможностями, который им предоставляет действующее законодательство или попросту укрывая свой доходы. Многие из этих способов известны.
Бремя налога на прибыль можно облегчить двумя способами: либо воспользоваться льготами, либо в отчетности стараться не показывать прибыль. Возможности использования первого способа ограничены введу отмены большинства льгот. Для сокрытия прибыли есть не мало приемов. Наиболее распространенный раздувание себестоимости, в которую "загоняют" не только прибыль, но и потребительские расходы владельцев и работников фирмы. Одновременно это позволяет экономить на отчислениях на социальное страхование и в пенсионный фонд, а также и на подоходном налоге, так как в этом случае имеет место "натур плата". За счет фирмы содержатся квартиры для ее руководителей (под видом "помещения под офис"), служебный автотранспорт, покупается мебель, бытовая электроника, оформляется подписка газеты, журналы и пр. и т.д. Некоторые фирмы приобретают для своих сотрудников "форменную одежду" (шубы, дубленки, кожаные куртки, костюмы сапоги и т.д.). в результате всего этого процветающая фирма в отчетности может выглядеть низко рентабельной или даже убыточной.
Существует и еще один прием утаивания прибыли от налогообложения: оплата клиентом товара в виде целевого платежа в ваш фонд развития (т.е. в уже распределенную прибыль). Однако с 1992 г. налоговые инспекторы засчитывают эти суммы в выручку от реализации, и поэтому целевые платежи приходится десантировать куда-то на сторону (например, создать некую благотворительную организацию - фонд помощи самому себе), но это гораздо сложнее.
От прогрессивного налога на прибыль и фонд з/п. можно также уклониться. Существуют отработанные приемы ухода от налога на сверх нормативную рентабельность. Наиболее распространенными их них являются: "боковой договор", когда в качестве соисполнителя работы привлекается подставная фирма обычно принадлежащая тем же хозяевам, что и основное предприятие. У основного предприятия оплата услуг соисполнителя договора попадает в затраты, что снижает рентабельность до нужного уровня. Аналогичным образом можно уйти от налога на превышение нормативной величины средств на оплату труда: один и тот же человек получает за одну и туже работу зарплату на нескольких предприятиях. Более сложный вариант называется "русская матрешка". Суть его в том, что один и тот же товар или услуга на пути к потребителю проходит через несколько предприятий, состоящих в сговоре. Каждое из них накручивает свои издержки и искусственно снижает уровень рентабельности до уровня, облагаемого по минимальной ставке налога.
И наконец, самый радикальный способ уклонения от уплаты налогов - утаивание доходов и расходов вообще от какого-либо учета при операциях с наличными деньгами. Процедура превращения безналичных денег в наличные, причем неучтенные называется "обналичкой". Для того, что бы иметь неучтенные наличные деньги необходимо получить их с покупателя и показать как расходы.
Под сильным давлением существующей налоговой системы формируется особая структура отечественного бизнеса - небольшая хозяйственная группа, состоящая из нескольких фирм связанных между собой не только постоянными партнерскими отношениями, но и своеобразной системой участия: их совладельцами, как правило, являются одни и те же лица. Ключевая фигура в хозяйственной группе часто неформальный президент одной из фирм, а лицо руководящее финансовыми операциями (финансовый директор или главный бухгалтер). Предприятие, входящие в группу имеют раздутую себестоимость продукции, колоссальные товарно-материальные запасы и основные фонды. Большая часть персонала работает на них по договора подряда, не редко числясь на основной работе в государственном секторе экономики. Основная часть заработной платы и предпринимательского дохода выплачивается в натуральной форме либо через "обналичку".
3 глава.
"Участие в соучреждении нового предприятия".
Предложения об участии в соучреждении нового предприятия, как правило, всегда исходит от инициатора. Именно инициатор излагает содержание предпринимательской идеи, лежащей в основе предлагаемого им проекта, а также схему реализации проекта и функциональные обязанности каждого из учредителей.
Выступление в качестве соучредителя предполагает внесение определенного взноса в уставный фонд учреждаемого предприятия. При этом, однако, необходимо иметь ввиду, что инициатор постарается сохранить за собой контроль за учреждаемым предприятием. А раз так, то участие в соучреждении предприятия есть форма риска собственным капиталом, вносимом в качестве пая в уставной капитал предприятия. В целях сокращения степени возможного риска потенциальному соучредителю целесообразно детально осмыслить пытаться спроектировать на практическую ситуацию, складывающеюся в системе хозяйствования. Выяснить, все ли так будет, как прогнозируется инициатором, найдет ли своего потребителя товар, лежащий в основе идеи, соответствуют ли действительности произведенные расчеты и др., т.е. все, что связано с реальностью эффекта от функционирования.
Экспертная оценка содержательной части проекта - основная задача, которая обычно встает перед потенциальный соучредителем нового предприятия. После этого можно приступить к изучению подготовленных учредительных документов или к их подготовке вместе с инициатором. Особое внимание при этом обычно уделяется фиксации доли каждого из партнеров в учредительных документах - учредительном договоре и уставе. Это обстоятельство, играет весьма важную роль, ибо в полном соответствии с долей каждого партнера в уставном капитале будет распределяться и прибыль, получаемая от функционирования предприятия.
Российская практика свидетельствует о том, что иногда со учредительство оборачивается "оруэлловским эффектом", когда после начала функционирования предприятия инициатор или даже работающие на предприятии, учрежденном с участием нескольких партнеров, явочным порядком переоформляют предприятие на свое имя. Это противозаконно, но таковы реалии современной российской практики. Таким образом, на соучреждение можно идти только с тем партнером, который вызывает у вас полное доверие.8
4 глава
"Приобретение предприятия."
4.1 Покупка предприятия.
В современной России появилась еще одна возможная форма вступления в сферу предпринимательства - это покупка уже существующего предприятия. В мире эта форма относится к категории широка распространенных. Покупка предприятия означает переход собственности со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.8
Discovery Basin Ski Area в Монтане сменила владельце трижды на протяжении 10 лет до того, как Питер Питчер купил ее на аукционе у SBA в 1984 г.
Курорт был достаточно обветшалым, но опыт Питчера и его навыки в менеджменте помогли ему пробиться через 2 убыточных сезона, медленно востанавливая и совершенствуя оборудование. В конце концов, его старания сделать Discоvery семейным, с сервисом высшего класса курортом, было оплачено. Его доход в 1990 году превысил 580000 долларов.14
Железное правило: если вы собираетесь купить действующий бизнес, вы обязаны уяснить для себя - почему хозяева хотят его продать? И это вполне обоснованно. Если бизнес так преуспевает, как рассказывает продавец, почему он сам не хочет продолжить в нематериальных активов работать; и если, не дай Бог, он что-то скрывает - почему вы должны класть голову на гильотину?
Понятно, что в жизни встречаются разные сложные обстоятельства, и не всегда просто на все найти однозначные ответы. Однако только когда вы действительно поймете, что заставило хозяев продать свое дело, вы сможете перейти к следующему этапу и изучить бизнес с более близкого расстояния.