Учреждение предприятия

            Что важно знать о коммерческом предприятии?

Прежде всего необходимо понять суть самого дела, подробности его нынешнего состояния и, самое главное, заложенный в нематериальных активов потенциал.

            Изучение должно быть системным.

a)      Отрасль, к которой относится предприятие - какова продукция которую оно предлагает? Круг нынешних и потенциальных клиентов и поставщиков. Каков его статус с точки зрения властей?

b)      Система работы предприятия - принадлежит ли оно к области производства, торговли, посредничества или консультирования? Связано ли его функционирование с задействованием коллектива рабочих? Каким образом осуществляет контакты со своими клиентами? Что можно сказать о расположении предприятия - насколько оно удачно? Какова политика управления ресурсами? Кому принадлежит здание в котором располагается предприятие?

c)      Масштаб бизнеса - каков его годовой финансовый оборот? Сколько объектов он включает в себя? Сколько человек занято на производстве?

d)      Прибыльность - какова его общая прибыль? Какова дельная стоимость производства от общих размеров продажи?

Какова стоимость управления, включая зарплату руководящих работников? Какова удельная прибыль производства по отношению к продаже? Все эти данные следует сравнить со средними в данной отрасли.

e)      Финансирование - есть ли у предприятия насущные проблемы - и если есть, то каковы их причины? Являются ли кредиты, предоставленные клиентам разумными? Каким образом приобретено постоянное оборудование? Каково отношение между собственным капиталом и заемным?

f)        Побочная деятельность - занимаются ли хозяева одновременно с основной также побочной деятельностью - и не повлияло ли это на состояние дел, в хорошую или дурную сторону? Можно ли будет продолжить эту деятельность?

g)      Сюрпризы - нет ли какой коммерческой тайны, скрывающейся в предложенном вам деле? Такая неожиданность в большинстве случаев несет в себе отрицательный смысл (например, скрытые обязательства перед налоговыми властями, банками или страховыми компаниями, судебный иск, предъявленный предприятию, опасения перед не продлением арендного договора, разработка одним из конкурентов нового изделия, что причинит серьезный ущерб продаже).

С другой стороны, возможны также и приятные неожиданности. Например, идея или разрабатываемое изделие, способное придать бизнесу новый размах; хорошие связи хозяина предприятия, которые он берет предоставить к услугам покупателя бизнеса - связи, которые не были правильно использованы и потенциал, которых не был раскрыт.

Все это очень важные, можно сказать критические вопросы. Где можно найти ни них ответы?

Основные способы получения информации:

a)      Личное впечатление от хозяина бизнеса;

b)      Посещение предприятия во время его работы;

c)      Посещение предприятия после окончания его работы;

d)      Встречи с клиентами и основными поставщиками;

e)      Финансовые отчеты как минимум за последние три года;

f)        Конторские книги.

g)      Общие сведения об отрасли - от других фирм, из профессиональной литературы, публикаций в периодике;

h)      Предварительная работа на предприятии в течение ограниченного периода времени , перед принятием окончательного решения.11

С помощью этих относительно простых проверок можно получить богатую и всестороннюю информацию. Естественно, что этого недостаточно. Необходимы более детальные исследования специалиста.

Счета предприятия должны быть проверены бухгалтером, и вы должны получить детальные объяснения по каждому пункту. Особое внимание следует уделить стоимости продаваемого имущества.

Как правило, владельцы предприятия оставляют себе наличную выручку для погашения арендной платы и соглашаются на погашение долгов предприятия, имеющихся на момент продажи. Покупатель, таким образом, приобретает имущество предприятия, здания, приспособления и арматуру, оборудование и машины, транспортные средства и запасы. Кроме того иногда приходится платить за "общий престиж" фирмы.

Плата условной стоимости деловых связей предприятия - это фактическая оплата предполагаемого будущего увеличения прибыли и возможностей развития дела. Поэтому, если предприятие не прибыльно, вы должны хорошо подумать, прежде чем производить оплату "общего престижа". Этот вид оплаты не облагается налогом.

Прибыль следует подсчитывать после определения заработной платы владельца или совладельцев.

Следует позаботиться о том, что продавцы не смогли организовать новое предприятие, которое бы конкурировать с вашим и перебивало у вас выгодных покупателей.

Активы предприятия следует оценивать в соответствии с их относительной значимостью для предприятия, поэтому их оценка может отличаться от имеющихся в конторских книгах.2

Случай покупки существующей фирмы, как противоположность началу нового дела, не является совсем не ясным. В каждом есть свои плюсы и минусы. Суровые реальности мира бизнеса требуют осторожности при выборе пути приобретения собственности.

К плюсам, при приобретении фирмы, можно отнести:

§         Если бизнес имеет хорошую репутацию, то существует большая вероятность того, что бизнес будет успешным и при новом владельце.

§         Имеется проверенное место для успешной работы.

§         Необходимость в затратах времени, денег и энергии на планирование новой фирмы отпадет. Следовательно, прибыль может быть получена быстрее.

§         Существующий бизнес уже имеет клиентуру.

§         Производственные запасы уже имеются, поставщики уже существуют.

§         Необходимое для бизнеса оборудование и другие ресурсы определены.

§         Бизнес может быть профинансирован одной сделкой о покупке.

Несмотря на то, что эти плюсы на первый взгляд кажутся очень значительными, каждый из них должен быть глубоко изучен в индивидуальном случае.

Даже если перечисленные выше плюсы выдержат тщательную проверку, они могут быть сопоставлены с некоторыми возможными минусами. Например:

§         Покупатель наследует любые изъяны существующей фирмы;

§         Товары и услуги бизнеса уже установлены, и они могут не удовлетворить покупателя;

§         Могут быть унаследованы недобросовестные работники;

§         Наследуемая клиентура может оказаться не само желательной, а изменение имиджа фирмы обычно связано с трудностями;

§         Старая организационная форма может оказаться трудна в изменении;

§         Здания фирмы и их размещение может не удовлетворять современным стандартам, а модернизация может быть дорогой;

§         Отношения и привычки владельца земли могут не послужить хорошей основой для построения приятных и выгодных отношений;

§         Цена покупки может быть слишком высокой и стать обузой по отношению к будущей прибыли;

§         Объявленный объем инвентаря может включать в себя не совсем исправные или вышедшие из строя предметы.14

Если вы все же решились на приобретение предприятия, то следует помнить, что покупка предприятия может осуществляться на основе одной из нескольких возможных форм:

§         Покупка по балансовой стоимости;

§         Покупка "по доходам";

§         Покупка через аукцион;

§         Покупка зарегистрированного, но пока не действующего предприятия.

Покупка по балансовой стоимости основана на использовании балансового метода оценки стоимости предприятия. Балансовая стоимость - это стоимость предприятия по подтвержденным бухгалтерским документам. Балансовый метод оценки стоимости предприятия используется при совершении такой сделки, когда ее предметом выступает предприятие не конкурентно способное, приносящее прибыль не больше среднеотраслевой, которому не свойственны инновации, а его модернизация или перепрофилирование требуют существенных капиталовложений.

      В целом ряде случаев сделки купли-продажи осуществляются по цене ниже балансовой стоимости предприятия, когда основной капитал такого предприятия является устаревшим.

      К примеру, балансовая стоимость небольшого мясокомбината составляет 42 млн. руб., но оборудование на предприятии устаревшее, весьма изношенное. Стороны могут договориться о его продаже не за 42 млн., а за 30 млн. руб.

            Покупка "по доходам" означает, что покупатель, конечно же принимает во внимание балансовую стоимость предприятия, но не балансовая стоимость, а будущий доход такого предприятия определяет цену сделки.

Покупка через аукцион предполагает наличие стартовой цены на предполагаемое к продаже предприятие. . в основе этой цены - балансовая стоимость предприятия плюс определенная прибыль и расходы, связанные с продажей предприятия через аукцион. Аукционная цена предприятия не отражает каких-либо экономических характеристик, а является лишь средством спроса на такое предприятие. Спрос зависит от целого ряда факторов - местоположения предприятия, его профиля, рекламы предприятия, престижа аукциона и его организаторов и т.д.

Покупка зарегистрированного, но пока еще не  функционирующего предприятия облегчает вступление нового предпринимателя в сферу предпринимательской деятельности, позволяет ему сэкономить время на подготовку учредительных документов и прохождения всех бюрократических инстанций. С точки зрения продавца, подготовка пакета учредительных документов и регистрация предприятия предполагают определенные затраты, что в сочетании с уровнем спроса на такую форму услуг и уровнем предложения лежит в основе цены. В Москве, к примеру, в начале 1994 года цена пакета документов предлагаемого для приобретения предприятия составляла от 200 до 250 тыс. руб.8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать