Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

В связи с повышением удельного веса численности административно-управленческих работников в общей их численности в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производительности труда и, соответственно, товарооборот уменьшился на 365905,5 тыс.руб.

Снижение среднегодовой стоимости основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году уменьшило товарооборот на 2009321 тыс.руб.

Объём товарооборота мог бы возрасти за счёт : 1) улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов – на 229288 тыс.руб. (221507 + 7781); 2) повышения эффективности использования трудовых ресурсов – на 823745,2 тыс.руб.; 3) повышения эффективности использования материально-технической базы – на 2009321 тыс.руб. При подсчёте резервов возьмём наименьшую сумму возможностей роста товарооборота по трём выше указанным факторам. Таким образом, реальным резервом роста товарооборота следует считать 229288 тыс.руб. (за счёт более эффективного использования товарных ресурсов).

Проведенный маржинальный анализ (анализ «затраты-объём-прибыль») показал, что в 2004 году, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль и будет покрывать свои издержки при доходах не ниже 1454,5 млн.руб. Кроме того, изучаемая организация может снизить доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях. Данные сведения могут играть большую роль при принятии соответствующих управленческих решений как в условиях настоящей деятельности ЧУП «Белкоопоптторг», так и на перспективу.

Кроме того, важное значение для принятия обоснованных решений в области управления деятельностью организации имеет прогнозирование ожидаемых результатов работы на ближайшие периоды. Используя для расчётов метод экстраполяции тенденций, мы можем определить прогнозные величины товарооборота на будущие годы (с поправкой на коэффициент вариации, так как товарооборот организации растёт неравномерно): так, согласно расчётам, проведенным на основе динамического ряда товарооборота организации по годам, в 2006 году объём реализации ЧУП «Белкоопоптторг»  составит 14387,3 (млн.руб.).

3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров

Финансовый результат деятельности организации является субъективным показателем, и его величина во многом определяется моментом признания в бухгалтерском учёте формирующих его элементов (доходов и расходов). В Республике Беларусь порядок признания доходов определён Инструкцией по бухгалтерскому учёту «Доходы организации». Согласно этому документу для отражения выручки в бухгалтерском учёте должны выполняться такие условия:

- организация на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством, имеет право на получение выручки;

- сумма выручки определена в соответствии с принятой организацией учётной политикой;

- расходы, включённые в фактическую себестоимость реализованных товаров (готовой продукции, работ, услуг), определены и соответствуют полученной или подлежащей получению выручке [17, с.4]. 

В бухгалтерском учёте право на отражение выручки возникает после совершения хозяйственной операции, то есть когда происходит переход экономического контроля на передаваемые ценности от поставщика к покупателю. Если переход экономического контроля на имущество даёт возможность его получателю управлять активами с целью извлечения из них экономической выгоды, то после совершения хозяйственной операции переданное имущество должно находиться в собственности, во владении и пользовании или в пользовании у приобретающей стороны.  Предложенное в Инструкции «Доходы организации» условие признания выручки – наличие у организации права на её получение на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, - соответствует юридической трактовке возникновения прав и обязательств. По нашему мнению, существенным условием для признания выручки в бухгалтерском учёте должен стать факт перехода права собственности (пользования) на актив к покупателю после совершения сделки по заключённому договору [28, с.37-38].

Второе условие признания выручки от реализации в Инструкции также трактуется неоднозначно. С одной стороны, признание и исчисление выручки по конкретным операциям происходит на основании имеющейся информации о поступивших (предполагаемых к поступлению) доходах и алгоритма расчёта. С другой стороны, п.17 Инструкции допускает исключение из правила: если сумма выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учёту в размере признанных фактических расходов по изготовлению данной продукции, выполнению данных работ, оказанию данных услуг, которые будут впоследствии возмещены организации [17, с.5].

Очевидно, что требование определимости выручки (кроме выручки от реализации товаров) является несущественным. По нашему мнению, определение выручки в сумме фактических расходов на её извлечение нельзя признать обоснованным, так как при таком подходе не выполняется принцип соответствия взаимосвязанных между собой доходов и расходов. Признаваемые доходы должны соответствовать понесенным для их получения расходам не только по своей сути, но и по сумме, и отражаться в бухгалтерском учёте на пропорциональной основе.

Анализ условий признания выручки, приведенных в Инструкции по бухгалтерскому учёту «Доходы организации», показывает, что отражение в бухгалтерском учёте выручки, не отвечающей одному из условий признания (кроме условия определения суммы)  откладывается. Если выручка от реализации продукции (работ, услуг) не может быть оценена, она принимается к учёту в сумме признанных фактических расходов на её получение.

На наш взгляд, такая практика признания доходов приводит к искажению информации о выручке и прочих доходах. Поэтому предлагаем использовать опыт международных стандартов финансовой отчётности откладывать отражение в бухгалтерском учёте дохода до наступления момента выполнения всех условий для его признания. Если же организация получила в оплату денежные средства или их эквиваленты, то они должны относиться к обязательствам, которые после выполнения необходимых условий становятся доходами последующих отчётных периодов.

Все вышеназванные условия признания выручки почти полностью исключает п.8 Инструкции, согласно которому выручка от реализации отражается в бухгалтерском учёте на момент признания в соответствии с учётной политикой организации, то есть по мере отгрузки товаров, продукции, работ, услуг или их оплаты. Действительно, для большинства операций все вышеназванные критерии будут соблюдены на момент отгрузки продукции, товаров.  Первое и второе условия (организация имеет право на получение выручки и эта выручка может быть определена) соблюдаются всегда, если есть юридически грамотно составленный договор. Однако даже при его отсутствии соблюдение этих условий устанавливается по иным документам, оформляющим отгрузку продукции, товаров, выполнение работ, услуг.

Предусматривая два по своей сути налоговых метода отражения выручки, Инструкция по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» уходит от таких важных определяющих условий факта продажи, как передача права собственности на объект и связанных с ним рисков. На практике могут иметь место случаи, когда:

1) право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до момента его оплаты товара или наступления иных обстоятельств, например, установка оборудования и его проверка;

2) переход права собственности на товар покупателю предшествует фактической передаче товаров (продажа с отсроченной отгрузкой);

3) существенные риски, несмотря на передачу права собственности, несёт продавец.

Признание выручки по таким сделкам на момент отгрузки или оплаты неправомерно. Учитывая, что отражение имущества в балансе организации определяется не его фактическим местонахождением, а наличием права собственности на это имущество, считаем важным критерием признания выручки переход права собственности на товар и связанных с ним рисков (риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества).

Использование в бухгалтерском учёте метода признания выручки «по оплате» нецелесообразно также по следующим причинам:

- во-первых, несмотря на очевидные для организации налоговые преимущества, он противоречит методу начисления и увеличивает временной лаг (при последующей оплате) между возникновением расходов и их признанием. Учёт по методу начисления предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. 

Фактически признание выручки в момент получения оплаты возможно, если по условию договора он определяет фат совершения сделки. В остальных случаях метод начисления служит основой реализации принципа соответствия и позволяет сблизить во времени момент осуществления затрат и признания полученных благодаря им доходов;

- во-вторых, в ряде случаев реализовать на практике этот метод признания выручки и соответствующих ей расходов весьма затруднительно. Например, выбор варианта учёта выручки в организациях оптовой торговли по моменту оплаты предполагает отражение в бухгалтерском учёте для исчисления финансового результата оплаченных расходов. Это требование соблюдается только в части расходов на продукт. Из всех расходов торговой организации, относимых на период, между оплаченными и отгруженными товарами распределяются только расходы на транспортировку товаров наёмным транспортом. Остальные расходы периода списываются в полной сумме на счёт 90 «Реализация» и участвуют в формировании финансового результата за отчётный период.

Для решения проблем, возникающих в процессе отражения доходов, нам представляется необходимым:

1) отказаться от единого для всех хозяйственных операций порядка признания выручки в организации, устанавливаемого учётной политикой;

Выручка не признаётся

 

Выручка от реализации имущества отражается в учёте по методу начисления

 

Соответствующие расходы надёжно оценены

 

Сумма выручки надёжно оценена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях