Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

 

 

 

 а) в действующих ценах

606008

815021

1244886

638878

429865

205,4

152,7

134,5

 б) в сопоставимых ценах

606008

649937

841298

235290

191361

138,8

129,4

107,2

Примечание. Источник: собственная разработка.

ЧУП «Белкоопоптторг» добилось высоких темпов роста оптового и розничного товарооборота в динамике за три года как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Имея динамический ряд по оптовому товарообороту ЧУП «Белкоопоптторг», можем выявить основную тенденцию развития товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может в дальнейшем развиваться оптовая реализация товаров, которая занимает наибольший удельный вес. Прежде чем производить расчёты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» математически через уравнение кривой типа параболы второго порядка (так как товарооборот растёт неравномерно).

Уравнение параболы второго порядка выражается формулой (1):

         yt =  a0 + a1t + a2t2,                            (1)

где a0,1,2 – параметры уравнения (a1 – постоянный рост товарооборота, а2 – ускорение товарооборота); t – порядковый номер года (2000-2004 гг.); yt - выровненный объём товарооборота за период t.

Параметры a0, а1, а2 определяются путём решения системы уравнений (2):

a0n + a2 ∑t2 = ∑y,

a1∑t2 = ∑yt,                                      (2)

a0∑t2 + a2 ∑t4 = ∑yt2,

где n – число лет; y – фактический оптовый товарооборот (очищенный) в сопоставимых ценах.

Необходимые расчёты проведём в таблице 5.

Система уравнений (2) будет выглядеть следующим образом:

                   5a0 + 10a2 = 14657,5

                               10a1 = 18534,9                                  (3)

                               10a0 + 34a2 = 33356,7

Имеем:         a1 =   1853,5; a2 = 288,7; a0 = 2354,1

Тогда,          yt = 2354,1 + 1853,5 t + 288,7 t2          (4)

Таблица 5. Расчёт параметров уравнения параболы для определения тенденции развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг»

Годы

Товаро-оборот, млн.руб., y

t

t2

yt

t4

yt2

Выравнен-  ный ТО по параболе, млн.руб., yt

Отклон-ие факт. знач-ия от выравнен-ного, млн. руб., (y-yt)

(y - yt)2

t1

98,4

-2

4

-196,7

16

393,4

-198,1

296,5

87888,5

t2

130,5

-1

1

-130,5

1

130,5

789,3

-658,8

434017

t3

2551,9

0

0

0,0

0

0,0

2354,1

197,8

39109

t4

4891,4

1

1

4891,4

1

4891,4

4496,3

395,1

156136

t5

6985,3

2

4

13970,7

16

27941,3

7215,9

-230,6

53162,5

Итого

14657,5

0

10

18534,9

34

33356,7

14657,5

 

770313

Примечание. Источник: собственная разработка.

Если предположить, что оптовый товарооборот будет расти по данному уравнению, то можно прогнозировать его на ближайшие периоды. Так, в t7 (2006 г.), номер которого должен быть +4, оптовый товарооборот будет равен:                 yt7 =  2354,1 + 1853,5 * (+4) + 288,7 * 16 =  14387,3 (млн.руб.)

Также рассчитаем среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации, для чего сделаем необходимые расчёты (см. таблицу 5).

Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации составят:

         σ = 770313 : 5 = ±392,5,          υ = (392,5 * 100) : 2931,5 = 13,4%

Таким образом, неравномерность развития товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» по годам составляет 13,4% [38, с.291-298].

Кроме того, следует выявить возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой (что для ЧУП «Белкоопоптторг» является актуальным, так как данный способ оплаты им почти не применяется),  минимизации отпуска товаров с рассрочкой платежа и т.п.[12, с.99].

Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Что же касается плана товарооборота, то он перевыполнен только по розничной торговле и общественному питанию, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации, по которой план не выполнен, план валового товарооборота не выполнен, в связи с чем потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.

3.2. Анализ ритмичности и равномерности развития товарооборота

 Своевременная и равномерная поставка товаров обеспечивает успешное выполнение плана товарооборота, высокие темпы его роста в динамике. Для характеристики поставки по месяцам составим таблицу 14.1 (приложение 14).

ЧУП «Белкоопоптторг» выполнило план товарооборота за девять месяцев 2005 года (приложения 4, 15-23) в марте, апреле, мае, августе и сентябре, однако это оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

Для определения равномерности развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» также составим график выполнения плана по месяцам.

           

Рисунок 1. Выполнение плана товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» по месяцам 2004 года

Кроме того, определим коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые план оптового товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов.               Критм = 5 / 9 = 0,556, то есть выполнение плана оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев 2005 года было ритмичным на 55,6%.

В случаях, когда неритмичная поставка произошла по вине поставщиков, следует предусмотреть создание на складах резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия на поставщиков [21, с.286-290].

Также рассчитывается коэффициент равномерности. Основное его достоинство – это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую сторону: если отклонения допущены в сторону уменьшения среднего значения, значит, продавали меньше, чем продают обычно (в среднем); если отклонения превышают среднее значение, значит, обычно продавали меньше, чем могут продавать в периоды наилучшей работы. Очевидно, и в том и в другом случаях упущены возможности увеличения продаж, которые следует учесть и использовать в будущем [13, с. 108-111].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать