По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания, расположенных на территории Липецкой области.[17]
В ходе своей деятельности Уполномоченный имеет права доступа к информации составляющую государственную, коммерческую или к другой охраняемой законом информации.
Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.[18]
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке;
- обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.[19]
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного, его заключения и предложения публикуются в средствах массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные органы области.
Деятельность Уполномоченного охраняется законом Российской Федерации.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Должность Уполномоченного относится к государственным должностям согласно реестру государственных должностей Липецкой области.
Социальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством области для лиц, занимающих государственные должности Липецкой области.
Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы, определяются Законом Липецкой области "О государственной службе Липецкой области", законодательством Российской Федерации о труде.[20]
Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город
Липецк.[21]
Заключение
Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека – не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение – как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать. На первых порах многое зависит от личности человека, занимающего этот пост. Олег Миронов, безусловно, менее яркий трибун и борец за права человека, чем был его предшественник на этом посту Сергей Ковалев. Хотя Миронов тоже выступает часто и вполне здраво (для выходца из КПРФ), но его гораздо меньше слышно.
Пока не радует и отношение иных государственных институтов к деятельности Уполномоченного. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмана находится на крайне низком уровне. Так, в 2000 году бюджет Уполномоченного и его аппарата составляет всего 41 млн. рублей (в несколько раз меньше, чем, например, у Счетной палаты). Аппарат Миронова за два года уже 6 раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, офис омбудсмана находится в здании, где размещаются еще 45 организаций и действует пропускная система. Это также не способствует улучшению имиджа Уполномоченного, который по смыслу своей деятельности должен быть максимально открыт и доступен для граждан.
Библиографический список использованной литературы
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации
2. Стрекозова В.Г., Казаков Ю.Д. «Государственное (конституционное) право Российской Федерации», – М., 1995г
3. Козлова Е.М., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», – М., 2000г
4. Баглай М.В. «Конституционное право России», – М., 1998г
5. Коваленко А.И. «Основы конституционного права Российской Федерации (в вопросах и ответах)» учебное пособие, – М., 1994г
6. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), – М., 1994г
7. «Конституционное право России (конспект лекций), – М., 2000г
8. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, – М., 2000г
9. Ковешнков Е.М. «Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия», – М., 2002г
10. Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права», – М., 2001
11. «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, – М., 2001г
12. «Конституционное право России в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие» под редакцией В.в. Малько, – М.,2000г
Дополнительная литература:
1. Общероссийское избирательное объединение. Справочник, – М.,1999г
2. «Государственная служба в России: проблемы становления и развития», – М.,2001г
3. «Правовое положение и правоприменительская деятельность», собрание научных трудов, выпуск №12, ВГУ, 2000г
4. «На пути к региональному уполномоченному по правам человека», – Санкт-Петербургский центр «Стратегия», 2000г
5. Научные труды Российской Академии Юридических наук, выпуск №1 т.1-2, – М.,2001г
6. «Государство и право на рубеже веков. Конституционные и административные права», Институт государства и права РАН, – М., 2000г
7. Постников А.Е. «Избирательное право России», учебник, – М., 1996г
8. Устав Липецкой области.
9. Закон Липецкой области №155-0З от 27.08.2001г «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
10. Жученко А.А. «Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики, – М., 2001г
11. Карапетян Л.М. «Федеративное устройство Российского государства», – М. 2001г
Приложение
27 августа 2001 года N 155-ОЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением областного Совета депутатов
от 16 августа 2001 г. N 649-пс
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и
освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в
Липецкой области, его компетенцию, организационные формы и условия
его деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Должность Уполномоченного по правам человека в Липецкой
области (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с
Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации", Уставом Липецкой области
Российской Федерации в целях защиты прав и свобод гражданина, их
соблюдения и уважения государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от
должности областным Советом депутатов.
В компетенцию Уполномоченного входит защита гражданских и
политических прав человека, определенных Всеобщей декларацией прав
человека и Конституцией РФ.
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав,
совершенствованию законодательства области в части защиты прав
человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и
свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Статья 2
Уполномоченный по правам человека в пределах установленной
компетенции независим от государственных органов и органов
местного самоуправления.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется
общепризнанными нормами международного права, Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством и
законодательством области.
Статья 3