Употребление глаголов в деревенской прозе

От основы прошедшего времени образуются спрягае­мые формы прошедшего времени (чита-л, вари-л, от-мы-л), действительные причастия прошедшего времени (чита-вший, вари-вший), страдательные прича­стия прошедшего времени на -анный и -тый (прочитан­ный, отмы-тый), деепричастия на -в(ши) (прочита-в, свари-вши). От основы настоящего времени об­разуются спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени (чита[j-y], свар-ю, отмо[j-y]т), повели­тельного наклонения (читай, свар-и), причастия настоящего времени (чита[j-y]щий, чита[j]емый), страдательные причастия прошедшего времени на -енный (свар-енный) и деепричастия на         -а (-я) (чита[j-а]).

В зависимости от принадлежности глагола к 1-му или 2-му спряжению, а также по характеру соотноше­ния основ прошедшего и настоящего времени и образования формы инфинитива выделяются 5 продуктивных классов глаголов и ряд непродуктивных групп. Продуктивность пяти классов определяет­ся тем, что они регулярно пополняются за счёт новых основ: все новые глаголы, образуемые с помощью продуктивных словообразовательных суффиксов и заимствуемые из других языков, относятся толь­ко к этим пяти классам. В то же время непродук­тивные группы могут пополняться лишь за счёт чисто приставочных и постфиксальных образо­ваний.

Особняком стоят изолированные глаголы, не входящие ни в один из классов и ни в одну из групп. К ним относятся: разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть и чтить; глаголы дать, есть, создать, надоесть, имеющие особые, отлич­ные от обоих спряжений, окончания; глагол идти, основы которого супплетивны (шла - идут); глаго­лы быть (с полным набором форм будущего времени – будут и т. п. при наличии лишь остаточных форм настоящего времени есть и суть), забыть, ехать, ре­веть.










1.2.Способы словообразования глаголов.


Производные глаголы принадлежат к различным спо­собам словообразования. Суффиксальные глаголы: с суффиксами -и(ть), -ова(ть)       (-ирова(ть), -изи-рова(ть), -изава(ть)), -нича(ть), -ствова(ть), -а(ть), мотивированные существительными и при­лагательными, имеют значения: «совершать дейст­вие, свойственное лицу или животному» – батра­чить, плутовать, попугайничать, учительство­вать; «действовать с помощью предмета» – багрить, циклевать; «наделять свойством» – су­шить, активизировать, ровнять; «проявлять свойство» – хитрить, лютовать, важничать, свирепствовать, хромать и др. Глаголы с суффиксами -е(ть) и         -ну(ть), мотивированные прилагательны­ми, имеют значение «приобретать свойство»: бе­леть, слепнуть. Суффикс -ива(ть) / -ва(ть) / -а(ть) служит для образования глаголов  несовершенного вида от глаголов совершннного вида: переписать - переписывать, уз­нать - узнавать, победить - побеждать, а также глаголов со значением многократности (хажи­вать, певать); суффиксы -ну(ть) и -ану(ть) – для образования глаголов совершенного вида со значением одно­кратного действия: толкнуть, рубануть.

Префиксальные глаголы означают направление дейст­вия в пространстве (войти, выйти, подойти, прийти, уйти, отойти, дойти, сойти, обойти, перейти, пройти, зайти), совершение действия во времени (запеть, взволноваться; пойти; посто­ять, просидеть, переждать, досидеть, отвое­вать и др.), степень интенсивности действия (от­гладить, начистить, иззябнуть, перепугать, продумать, раскормить; перегреть; поотстать, подбодрить, приглушить; недовыполнить), мно­жественность объектов действия (издырявить, обегать, облетать; пересмотреть все фильмы, повывезти и др.), результативность действия (вскипятить, воспрепятствовать, вылечить, за­минировать, измерить, оштрафовать, обме­нять, ^отремонтировать, постирать, подмести, пристыдить, продемонстрировать, разбудить, сделать). Кроме того, глаголам свойственны следующие спосо­бы словообразования: префиксально-суффиксаль­ный (влажный - увлажнить, болеть - побали­вать, дремать - вздремнуть), постфиксальный (умыть - умыться), суффиксально-постфиксальный (скупой - скупиться), префиксально-постфиксальный (бегать - забегаться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (шу­тить - перешучиваться, смелый - осмелиться), сложение (полузакрыть, самовоспламениться), сложение в сочетании с префиксацией (оплодот­ворить), сложение в сочетании с префиксацией и суффиксацией –  (размокропогодить), сращение (злоумышлять), сращение в сочетании с суффик­сацией (христарадничать), сращение в сочетании с постфиксацией (заблагорассудится).

Разнообразные словообразовательные типы от­глагольных глаголов, модифицирующих характер протекания действия, служат формированию спо­собов глагольного действия.

В предложении спрягаемые формы глаголы выступа­ют в роли простого сказуемого (Мальчик чита­ет). Инфинитив может выступать в качестве под­лежащего, простого глагольного сказуемого, глав­ного члена инфинитивного предложения, дополнения, несогласованного определения и об­стоятельства цели. Полные причастия в предложе­нии, как и прилагательные, выступают в качестве определения; вместе с относящимися к ним слова­ми могут входить в состав причастного оборота. Краткие формы причастий в предложении обычно выступают в качестве сказуемого (Дом построен). Деепричастие выступает в предложе­нии в роли примыкающего определения и обозна­чает действие, сопровождающее другое действие, выраженное спрягаемой формой глагола или инфинити­ва (Мы шли разговаривая; Надо смотреть мол­ча). Вместе с относящимися к нему словами дее­причастие может входить в состав деепричастного оборота.

Русский глагол претерпел значительные исторические изменения. Основными направлениями развития древнерусского глагола являются упрощение системы времён, прежде всего прошедших, и параллельный процесс формирования категории вида как регулярной си­стемы двучленных корреляций, вследствие чего многообразные оттенки протекания действия во времени стали выражаться при взаимодействии аспектуальных и темпоральных характеристик глагола (видовременная система). В кругу атрибутивных форм глагола наиболее заметным изменением было вы­деление из причастий особой полупредикативной формы – деепричастия.




























Употребление глаголов в рассказах В.М. Шукшина.

2.1.         «Деревенская проза» как литературный жанр.

Один из самых полноводных потоков литературы 50-70-х годов получил название «деревенской прозы».

Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин,     А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов,                    С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе. Это обстоятельство невольно заставляет задуматься о правомерности понятия «деревенская проза». Не случайно в критических дискуссиях во второй половине семидесятых и в восьмидесятые годы делалось немало попыток найти достойную замену этому понятию. Однако проходило немного времени, и о «деревенской прозе» начинали писать, называя ее привычным, данным ей как бы непроизвольно, стихийно, но надежно закрепившимся именем.

Деревня для русских писателей – нечто неизмеримо большее, нежели просто экономический, географический или демографический регион. Сказать о писателе: он «деревенщик» –  значит сказать о философско-историческом содержании его творчества. Противоречивым, сложным, но тем не менее единым течением «деревенскую прозу» делает не тема сама по себе, а особенность этой темы, в которой заложены проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб. Поэтому деревенская тема – не просто объект, а загадка исторического пути России, ее боль, ее муки совести, перекресток путей в грядущее. Лишь поняв, что такое деревенская тема, можно понять явление «деревенской прозы».

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.


2.2.         Глагол в произведениях В.М. Шукшина.

Язык прозы Шукшина занимает важное место в языке русской художественной литературы. Впитав культуру прошлого, Шукшин отразил идейно-эстетические преобразования в современной ему культуре, а также реализовывал в своем творчестве новые художественные тенденции, которые позволили ему встать у истоков прозы будущего: язык этого писателя сыграл особую роль в развитии языка русской прозы второй половины CC и CCI вв. В прозе Шукшина получили реализацию языковые традиции русской литературы. Преобладание народно-разговорной речи свидетельствует об освоении писателем традиций языка художественной литературы, уходящей в глубь веков.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать