Доля платных ресурсов в общем объеме привлеченных средств составила 8%, что на 16% ниже по сравнению с прошлым годом (24%) . 92% ресурсов филиала привлечены на бесплатной основе. Это остатки на расчетных счетах клиентов в рублях и иностранной валюте.
Анализ динамики состояния ресурсной базы филиала за 2001г. и 2002г. показал, что в среднем пассив баланса увеличился на 12128 млн.р. ( 137%), в том числе в 4 квартале на 10189 млн.р.(152%) в основном за счет увеличения рублевых средств за год на 8533 млн.р.( 138%) , в 4 квартале на 14579 млн.р. ( в 2 раза). Возросли среднегодовые остатки привлеченных средств на платной основе на 251 млн.р. ( 107%) , в т.ч. в 4 квартале на 957 млн.р. (132%). Основной рост произошел за счет увеличения среднегодовых остатков депозитов физических лиц на 640 млн.р. (143%), в т.ч. в 4 квартале на 943 млн.р. ( 187%). Одновременно наблюдается снижение средних остатков депозитов юридических лиц на 341 млн.р.( 81 %), в т.ч. в 4 квартале на 126 млн.р.( 92%). Доля платных ресурсов в общем объеме привлеченных средств в среднем уменьшилась на 4%, в т.ч. в 4 квартале на 2%.
Анализ прибыльности и рентабельности филиала.
При анализе прибыльности деятельности коммерческого банка, прежде всего, следует определить основные показатели прибыльности, в качестве которых используются отношение прибыли к активам и капиталу банка. Показатель прибыльности активов (Кпа) характеризует эффективность использования всех ресурсов, которые получил банк в свое распоряжение, а показатель прибыльности капитала (Кпу)- доходность капитала участников- совладельцев. Показатель (Кпа) отражает внутреннюю политику банка, профессионализм его аппарата, поддерживающего оптимальную структуру активов и пассивов с точки зрения доходов и расход. Показатель (Кпу)- норма прибыли на капитал, является обобщающим показателем банковской деятельности.
Прибыль на 1 рубль в активах = Балансовая прибыль : Активы × 100 % .
Кпа 01.01.03г.=1888 : 73057 × 100% = 3%;
Кпа 01.10.02г.=941 : 71584 ×100 %=1% ;
Кпа 01.07.02г. = 241: 51972 × 100% = 1%;
Кпа 01.04.02г.= 32 : 37691 × 100%= 0,08% = 0;
Кпа 01.01.02г. = 545 : 33331 × 100%= 2%.
Чистая прибыль на 1 рубль активов = Чистая прибыль: Активы × 100 %.
Кпа 01.01.03г.=1064: 73057 × 100% = 2%;
Кпа 01.10.02г.=454 : 71584 × 100% = 1% ;
Кпа 01.07.02г.= 203 : 51972 × 100% = 0,3 =0;
Кпа 01.04.02г.= 28 : 37691 × 100% = 0,07= 0;
Кпа 01.01.02г= 282 : 33331 × 100 % = 0,8=1%.
Рентабельность (Р) отражает “ отдачу” собственного капитала банка. Уровень 13- 16 % считается нормальным. Рассчитывается как отношение прибыли банка к среднему уровню собственного капитала.
Р 01.01.03г.= 1064 : 4092 × 100 = 26% ;
Р 01.10.02г. = 454: 2522 × 100 = 18%;
Р 01.07.02г.= 203: 2538 × 100 = 8% ;
Р 01.04.02г. = 28 : 1400 × 100 = 2% ;
Р 01.01.01г.= 282 : 4700 × 100 = 6% .
Доля балансовой прибыли в доходах на :
01.01.03г. = 1888:9077 × 100 = 21% ;
01.10.02г. = 941: 5881 × 100 = 16% ;
01.07.02г.= 241 :3443 × 100 = 7% ;
01.04.02г. = 32 : 1600 × 100 = 2% ;
01.01.01г. = 545 :9083 × 100 = 6%.
Чистая прибыль на одного работника ( млн.р.) на :
01.01.03г. = 1064 : 71 =15 ;
01.10.02г.=454 : 77 = 6 ;
01.07.02г.=203: 68 = 3;
01.04.02г.=28 :76 = 0,4 = 0;
01.01.01г.=282 : 77 = 4.
Работающие активы на 1 -го работника ( млн.р.) на:
01.01.03г. = 19069 : 71 = 268 ;
01.10.02г.= 33915 :77=440 ;
01.07.02г.= 21331 : 68 =314 ;
01.04.02г.=7475 : 76 = 98 ;
01.01.02г.= 13160 :77 = 171.
За 2002г. филиалом получена прибыль 1888 млн.р., что на 1343 млн.р. больше по сравнению с 2001г. ( см. приложение № 6).
Чистая прибыль составила 1064 млн.р. , т.е. на 782 млн.р. ( в 3,8 раза) больше, чем за соответствующий период прошлого года . Следствием явилась высокая рентабельность филиала 265 по сравнению с 6% прошлого года.
Соответственно улучшились показатели эффективности работы филиала: доля балансовой прибыли в доходах (21%) - в 3,5 раза , прибыль на рубль активов(3 руб)- в 1,5 раза, чистая прибыль на 1 рубль активов(1,5%) - в 1,9 раза, чистая прибыль на 1 работника( 15 млн.р.) в 3,8 раза, работающие активы на 1 работника( 268 млн.р.) в 2 раза.
Анализ динамики относительных показателей эффективности работы филиала показал, что основной рост прибыли и рентабельности произошел в результате выдачи вексельного кредита ПКФ “ Континент” в размере 5 млрд.р. Получена прибыль - 875 млн.р.
Глава 3. Важнейшие инструменты управления кредитными
рисками и пути их сокращения
3.1 Факторы, повышающие и понижающие кредитный риск Основные элементы управления кредитным риском.
Кредитование традиционно является одним из важных и наиболее эффективных видов банковской деятельности. Кредитные организации в силу присущих им особенностей вправе осуществлять расчеты по обязательствам своих клиентов и заниматься привлечением денежных средств, а также проводить самостоятельную кредитную политику. В связи с этим банковский сектор представляет собой наиболее уязвимый с точки зрения возникновения финансовых рисков сектор экономики.
Очевидно, что такая политика банка, при которой кредиты предоставляются неплатежеспособным заемщикам без обеспечения либо имеющим сомнительное финансовое состояние, в конечном итоге приводит к возникновению риска невозврата, создающего ситуацию, опасную не только для интересов вкладчиков и акционеров, но и для самой банковской организации.
В ряде случаев кредитный риск может перерасти в риск системный, когда нарушение кредитных обязательств одним участником ведет к цепи неплатежей на финансовом рынке.
Поэтому вопросы управления кредитными рисками в рамках регулирования кредитной политики коммерческих банков все чаще стали рассматриваться как имеющие государственное значение .
Для уменьшения рисков необходимо проводить регулярный анализ как кредитоспособности клиентов так и собственной финансовой устойчивости банка.
К факторам, повышающим кредитный риск, можно отнести:
- значительный размер сумм ,выданных определенному кругу заемщиков или отраслей, (т.е. концентрация кредитов);
- либеральная кредитная политика (предоставление кредитов без предоставления необходимой информации должного санкционирования);
- неспособность получить соответствующее обеспечение для кредита;
- значительные суммы ,выданные заемщикам, взаимосвязанным между собой (родственникам и т.д.);
- нестабильная экономическая и политическая ситуация.
Факторами, снижающими кредитный риск, являются:
- консервативная политика управления кредитованием;
- скрупулезная процедура утверждения каждого кредита;
- установление максимального размера риска на одного заемщика;
- систематическое наблюдение и контроль за рисками со стороны руководства;
- эффективное обеспечение или страхование кредитов;
Важнейшими элементами управления кредитными рисками выступают информационные системы; методы оценки кредитоспособности клиентов и тщательное документирование, но в первую очередь - определение четкой политики и процедуры кредитования. Регламент по политике и процедуре кредитования, наряду с другими важнейшими для банка вопросами призван отражать следующие ключевые аспекты;
· стратегия кредитования ( типы кредитов и клиентов на которые банк ориентируется; реакция на изменения экономических и политических условий в России; особенности подхода банка к рискам и определению цены кредита);
· задачи управления кредитным портфелем ( целевые веса риска
для кредитного портфеля в отраслевом и географическом разрезе;
максимальная концентрация риска по отраслям промышленности
и по клиентам; целевой уровень доходности; цели, связанные с
расширением или сокращением портфеля);
· минимальные критерии для кредитования (прочность финансового вложения, требования к предоставлению удовлетворяющей банк финансовой информации; источники погашения задолженности; требования к обеспечению; ставки процента (комиссионных); приемлемые посредники);
· обеспечение кредита (предпочитаемые банком виды активов; определение случаев, когда требуется профессиональная или независимая оценка обеспечения; наличие инструкций по исчислению чистой стоимости реализации обеспечения на основании данных учета; уровня величины обеспечения по видам кредитов);
· санкционирование (определение функций Кредитного комитета; пределы полномочий комитетов и отдельных сотрудников по санкционированию операций; минимальное содержание оценок предоставления кредитов, передаваемых в Кредитный комитет; требования по распределению обязанностей);
· надзор (порядок проведения регулярных проверок служащими кредитного отдела); требования по составлению и анализу периодических обзоров (например, ежегодных) и проверок документации, обеспечения и кредитоспособности заемщиков; периодические проверки и анализ кредитного портфеля (отделом внутреннего аудита);
· классификация кредитов (модель классификации кредитов в соответствии с их качеством);
· политика резервов по сомнительным долгам (инструкция по созданию резервов по сомнительным долгам);
· гарантии и поручительства, которые берет на себя банк.
3.2. Страхование как средство управления кредитными рисками
Одним из способов защиты от возникающего в ходе банковской деятельности риска является страхование. С помощью страхования покрываются две основные категории рисков: экономические и политические.
По своей сути страхование кредитов позволяет уменьшить или устранить кредитный риск. Объектами страхования кредитов, как правило, служат коммерческие кредиты, банковские ссуды поставщику или покупателю, обязательства и поручительства по кредиту, долгосрочные инвестиции и др.
Защита интересов банка- кредитора заключается в том, что в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по другим причинам, погашение задолженности по представленному кредиту берет на себя страховая организация.
Страхование осуществляется на добровольной основе в 2-х формах:
· Страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19