Управление природопользованием в России
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет экономики и права
Кафедра финансы и менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине ”Природопользование ”
на тему:
Управление природопользованием в России
Тула
2006
Содержание
Введение
Глава 1.Формирование методов управления природопользованием в
России
1.1 Исторический аспект нормативно- правовой и методической базы в
России
1.2 Плата за природные ресурсы
Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
2.2 Экологическая паспортизация
2.3 Приватизация и устойчивое развитие
2.4 Направление природоохранной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.
С 1988 г. заметно усилилась работа по формированию экономического механизма природопользования. Этому способствовало создание специальных служб — комитетов по охране природы на федеральном, республиканском, краевом, областном, городском и районном уровнях. В союзном и российском комитетах по охране природы начали разрабатываться нормативно-методические документы по введению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нормативы платы включали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба, возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, неотработанность ряда вопросов методического характера, а также противодействие со стороны промышленных министерств требовали апробации данных предложений.
Глава 1.Формирование методов управления природопользованием в России
1.1 Исторический аспект нормативно- правовой и методической
базы в России
Основным экономическим инструментом развития природоохранной деятельности на территории России до принятия Закона РФ "Об охране окружающей среды" являлась плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января 1991 г. №13 "Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения".
В 1991 г. Госкомприроды РСФСР предложил Комитету по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Верховного Совета Российской Федерации Концепцию формирования экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку. На основных положениях Концепции был построен раздел III Закона "Об охране окружающей среды", посвященный экономическому механизму охраны окружающей природной среды.
Закон обусловливает поэтапную, эволюционную замену существующей в России налоговой системы на основе предварительно разработанной программы долговременной налоговой реформы. В рамках разработки программы необходимо обосновать темпы изменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимально возможные без существенных негативных последствий для экономики; определить перечень, структуру, а также сроки принятия законодательных актов, регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природных ресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться или отменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать методическую базу экономической оценки всех видов природных ресурсов и на этой основе провести такую оценку; разработать методики определения платы за пользование различными природными ресурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природных ресурсов.
Расчеты показывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся при существующей структуре цен за счет:
1) налога на прибыль;
2) подоходного налога с граждан;
3) налога с оборота;
4) акцизов;
5) налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо- и нефтедобыче (рентному доходу) и почти полному отсутствию в структуре цен на продукцию, при производстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы, "компенсирующей" это воздействие.
1.2 Плата за природные ресурсы
При существующей налоговой системе сложно ввести эффективную плату за природные ресурсы. Принятые законодательные акты, регламентирующие плату за землю, недра, лес и другие природные ресурсы, не связаны между собой. Платы, определенные на основе разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли (себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются между собой по абсолютным размерам, источникам их покрытия, направлениям использования и т.д. В этой связи важно в условиях переходной экономики сформировать эффективную систему платы за природные ресурсы, которая бы являлась составной частью налоговой системы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концепцию налогообложения, разработать такую стратегию его совершенствования, которая была бы направлена на постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономической оценки природных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование в формировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
В качестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы Минприроды РФ с участием научных организаций был разработан проект Закона Российской Федерации "О системе платежей за пользование природными ресурсами", в котором определены общие принципы введения, установления, определения, взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит из приоритетности вопроса собственности. Практической задачей является получение комплексных социально-экономических оценок природных ресурсов (объектов), дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории в целом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение об эксперименте по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природного ресурсного потенциала. Цель эксперимента — отработка механизма формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР) как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
По состоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации, администрации которых официально подтвердили свою заинтересованность в его осуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственных органов для реализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работа проводится в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.
Для обеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств и ведомств эколого-ресурсного блока и научных организаций разработало проект под названием "Порядок формирования и ведения комплексных территориальных кадастров природных ресурсов" и проект федеральной целевой научно-технической программы "Кадастры природных ресурсов", а также "Временные методические рекомендации по формированию и ведению комплексных территориальных кадастров природных ресурсов", нацеленные на координацию действий участников эксперимента на региональном уровне в рамках первого этапа эксперимента. Под руководством Минприроды РФ разработана система показателей и структура баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовлено прикладное программное обеспечение для региональных органов государственного управления в части комплексной информации о природно-ресурсном потенциале, разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионов с целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования.
Принятие в 1991 г. Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" стало действенным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения, внедрения системы экономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основные элементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексное природопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; за природные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологического страхования, экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992-1993 гг Минприроды РФ разработало пакет нормативно-методических документов, направленный на реализацию Закона в части экономического механизма природопользования.
Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическое стимулирование природоохранной
деятельности
Правовые основы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды заложены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 24 п.1). В настоящее время экономическое стимулирование приобретает особое значение. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации были представлены
поправки в законы Российской Федерации по вопросам налогообложения, обеспечивающие экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Этими поправками предусматривается:
— освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ природоохранного назначения, а также товаров и технологического оборудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;