— уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств, направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природных заповедников, национальных природных и дендрологических парков, ботанических садов;
— освобождение от налога на имущество государственных внебюджетных экологических фондов.
Вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему уже решен (см. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1994 г. (ст.1 п.2)). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" значительно расширены права органов государственной власти на местах по введению на подведомственной им территории дополнительных местных налогов и сборов и предоставлению льгот по ним. В целях стимулирования природоохранной деятельности территории могут принимать решения по льготному налогообложению в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практика предоставления таких льгот предприятиям существует в Санкт-Петербурге, Ярославле.
За последние годы особо охраняемые территории России, в первую очередь заповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникла необходимость дополнительного экономического обоснования необходимости создания и функционирования сети подобных территорий для усиления их поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важно провести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках, определяемых законодательством, и внедрить экономический механизм природопользования, ориентированный на привлечение дополнительных финансовых средств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).
Издан приказ Минприроды РФ № 255 о проведении эксперимента по усовершенствованию экономического механизма природопользования на особо охраняемых природных территориях. В ходе эксперимента будут прорабатываться предложения по созданию условий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расширения сферы оказываемых платных услуг, в частности будет разработана нормативная основа эколого-туристической деятельности на базе национальных парков, заповедников и заказников.
Кроме того, потребуется также разработать и принять ряд нормативных актов, наделяющих соответствующих должностных лиц упомянутых организаций дополнительными правами в целях более успешной и оперативной их деятельности. В частности, такие права необходимы для усиления работы по сохранению природных ресурсов, их охране и воспроизводству. Они рассматривают возможность предъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства, осуществления архитектурно-строительного контроля на прилегающих территориях и т.п.
В примерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, на территориях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входят госзаповедники: Тебердинский, Кивач, Центральный Лесной, Байкало-Ленский; парки: Валдайский государственный природный национальный парк, природный национальный парк "Лосиный остров", Прибайкальский национальный парк. В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Закона об особо охраняемых природных территориях. При реализации этого положения об эксперименте потребуется поддержка администраций субъектов федерации.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, расширения полномочий местных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического и экономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные с вхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное развитие экологической ситуации. Предотвратить это положение возможно за счет развития рынка экологических работ и услуг, создания гибкого механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов исполнительной власти и органов охраны природы. Как показывает зарубежный опыт, деятельность в области рынка экологических услуг в значительной мере регламентируется, контролируется и поддерживается государством и направлена на конкретные природоохранные мероприятия или виды деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. утверждено Положение о Минприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Однако этого документа было недостаточно для действительного осуществления этой работы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" впервые определена компетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности, связанных с:
— утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
— проведением экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
— осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранного назначения.
В целях обеспечения экологической безопасности предпринимательства подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов". В настоящее время проект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указанных видов деятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
В 1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформирована система экологической сертификации, разработана соответствующая Федеральная программа, которая является подпрограммой Научно-технической программы "Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.).
В 1994 г. был разработан проект постановления Правительства РФ "О создании федеральной системы экологической сертификации". Однако рассмотрение проекта постановления отнесено на более поздний срок в связи с отсутствием необходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологической сертификации. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации в Госстандарте России системы добровольной экологической сертификации.
Минприроды РФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке Указа Президента России от 19 августа 1993 г. "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности" и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии".
В соответствии с этими документами проводилась разработка экологических требований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятиях Госкомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле 1994 г. было подписано Соглашение "О взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификации экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности".
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. "О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники боеприпасов" и во исполнение соглашения между Минприроды России и Госкомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29 декабря 1994 г. "О временном порядке выдачи заключения о выполнении требований экологической безопасности производств предприятий Госкомоборонпрома России".
Основные документы и материалы по экологической сертификации рассматривались на межрегиональных совещаниях и были направлены в территориальные органы. На их основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан, Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В 1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе были учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остается нерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого за границей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многих регионов. По Свердловской области, например, с участием Минприроды РФ был положительно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закупленных в ФРГ двух передвижных комплексных лабораторий. Каждый раз при возникновении подобных проблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложения" в части, касающейся ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" о распространении таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров "прямого природоохранного назначения".
2.2 Экологическая паспортизация
Продолжается работа по совершенствованию экологической паспортизации на территории Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на эту проблему, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящее время в различных регионах составлено и согласовано значительное число экологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в том числе промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся данным, в 43 природоохранных комитетах субъектов Федерации информация экологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствование экопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов, экологическом страховании, сертификации производств и процессов, лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранее действующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуется разработать макеты экологических паспортов сельскохозяйственного, лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и других отраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработки информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортов как составную часть единой государственной системы мониторинга и Государственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее время Кировским областным комитетом проводится работа по созданию макета экологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах и являющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабатываемый макет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистической отчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города, территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природных ресурсов.