Управление рисками транснациональных корпораций

3.2.9.               Молодые освободившиеся государства – бывшие колонии. 42 наименее развитых стран. Объекты первоочередной международной помощи.[34.C.298 – 309]

Типология ТНК.

I.                   По месту размещения на земном шаре (на каком материке располагается штаб-квартира ТНК)

1.      Западно-Европейские:

Нидерланды «Филипс», Великобритания «Бритиш Петролеум», Германия «Хехст», Швейцария «Нестле», Италия «Эни», Франция «Эльф-Акитэн», Швеция «Вольво» и т.д.

2.      Азиатские:

Япония «Тойота», Израиль

3.      Северо-Американские

Канада «Сиграм», США «Боинг»

4.      Австралийские:

Австралия «Ньюс Корпорейшн»

5.      Африканские

ЮАР

II.                По занятой нише в сфере своей деятельности

A)   Производственные ТНК

Ø     машиностроение является отраслью специализации:
США «Дженерал Электрик», «Форд Мотор», Италия «Фиат», Япония «Хонда»;

Ø     производство военной техники является отраслью специализации:
Германия «Рейнметал груп», Франция «Дассо авиасьон», США «Рейтеон», Великобритания «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик», Россия «Вооружение»;

Ø     химическая промышленность является отраслью специализации:
Германия «Хехст», Швейчария «Рош Холдинг», Франция «Рон Пуленк»;

Ø     пищевая промышленность – отрасль специализации:
Канада «Сиграм», «Юнилевер» Нидерланды/Великобритания, Швейцария «Нестле»;

Ø     топливно-энергетический комплекс является отраслью специализации:
США «Эксон», Франция «Эльф-Акитэн», Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл», Италия «Эни»;

Ø     табачная промышленность – отрасль специализации:
США «Филип Морис»;

Ø     легкая промышленность является отраслью специализации:
Канада «МТВ Грауп», «Джей ти Интернешенал».

B)   Непроизводственные ТНК

Ø     телекоммуникационные:
Канада «Белл Кэнэда Энтерпрайзиз», Великобритания «Кэбл энд Вайерлес»;

Ø     средства массовой информации:
Австралия «Ньюс Корпорейшн»; «Интернет»

Ø     туристические (рекреационные)

Ø     торговые ТНК:
Япония «Иточу»; Япония «Ниссе Иваи»;

Ø     финансовые ТНК:
США «Ситибанк»


III.             По охвату территории

A)   Многонациональные (расширенные):
США «Дженерал Моторс», Германия «Сименс», Нидерланды «Филипс», США «Кока-Кола» и другие; филиалы в десятка стран и более;

B)   Узконационализированные (ограниченные):
Россия «Лукойл», «Микрохирургия глаза».

IV.             По количеству «стран-хозяев»

1)     разделенные:
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл»,
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
Украина/Великобритания «Интэл ДНЗ»

2)     собственные:
Япония «Сони», Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.

V.                По количеству отраслей специализации

1)     односпециализированные:
США «Дженерал Моторс» -      автомобильная промышленность;
США «Ай-Би-Эм» -                             производство компьютеров;
Германия «Сименс» –               электроника;
Швейцария «Рош Холдинг» –   фармацевтика.

2)     ТНК смежной специализации (комплексные):
Швейцария «Нестле» –     пищевая промышленность и     производство напитков;
США «Мобил» -               нефть (добыча, переработка, продажа);
Франция «Рон Пуленк» - химическая промышленность и фармацевтика

3)     универсальные ТНК
США «Филип Морис» –   пищевая и табачная промышленность;
Швейцария «Новартис» –          торговля и машиностроение;
Германия «Фиат», Япония «Мицуи» – разные отрасли

VI.             По процентному соотношению занятых за рубежом

1)     от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК): США «Шеврон» (22%), «Дженерал Моторс» (11%),

2)     от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%), США «Форд Мотор» (48%), Швейцария «Нестле» (50%, Италия «Фиат» (39%),

3)     от 51 до 75% (кординальные ТНК)
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%), Германия «Хёхст» (68%, Германия «Симменс» (52%), Великобритания «Кэбл энд Вайрлес» (73%)

4)     от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие)
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер» (88%), Великобритания «Диагео» (82%), Швейцария «Новартис» (82%), Швейцария «Асеа Браун Бовери» (94%)

VII.          По месту продажи выпускаемой продукции

1)     Внешнеориентированные:
США «Ксерокс» –                     50% продается за рубежом,
США «Доу Кемикэл» –             52% продается за рубежом,
Швейцария «Новартис» –                   98% продается за рубежом,
Великобритания «Диагео» –     79% продается за рубежом,
Канада «Сиграм» –                             97% продается за рубежом,
Австралия «Ньюс Корпорейшин» -    88% продается за рубежом

ориентированные на внутренние потребности:
Япония «Иточу» –                 59% продажи в стране базирования,
Япония «Мицуи» –                61% продажи в стране базирования,
Япония «Мицубиси» –          66,5% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Моторс» –          80% продажи в стране базирования,
США «Форд Мотор» –                   69% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Электрик» –        73% продажи в стране базирования.

2. Виды рисков Транснациональных Корпораций

Современное развитие товарного производства и сферы различных услуг характеризуется созданием как многоотраслевых, так и специализированных на конкретном виде деятельности транснациональных корпораций, сетевых компаний с высоким уровнем концентрации материальных, финансовых, трудовых, коммуникационных и интеллектуальных ресурсов. Крупные зарубежные компании тратят значительные средства на анализ и компьютерное моделирование потенциальных угроз и сопутствующих им рисков, в результате чего возникло понятие «корпоративные риски», которые подразделяются на «страховые» и «нестраховые».

Управление рисками компании охватывает все виды современных рисков, сопутствующих ее деятельности, включая:

  • неблагоприятные колебания товарных цен;
  • выход из строя электронных систем управления и обработки данных;
  • перебои и проблемы в отношениях с поставщиками материалов и комплектующих и потребителями готовой продукции;
  • нарушение условий функционирования вследствие политических изменений в обществе (политические риски);
  • препятствия в проведении стратегического планирования и развитии производства вследствие вынужденных технологических изменений (ограничение энергоснабжения, изменение состава сырья, истощение разрабатываемых месторождений и т.п.);
  • изменения в регулирующей политике государства, подрывающие условия ведения бизнеса;
  • надежность финансовых партнеров
  • снижение уровня корпоративного управления, влияющего на устойчивость бизнеса и вызванного слияниями, поглощениями и другими изменениями организационной структуры корпорации (например, слияние ЮКОС + Сибнефть привело к дисбалансу в оценке и распределении акционерного капитала и, как следствие, к столкновению интересов корпоративных групп и кризису управления с известными последствиями).

Этим списком, естественно, не исчерпывается весь перечень возможных рисков. Например, компания «Майкрософт» насчитала 144 риска, которые угрожают предсказуемости ее доходов. При этом подавляющая часть этих рисков в настоящее время не может быть принята на страхование в силу сложившихся у страховщиков традиционных ограничений и исключений.

Тем не менее, проблема хеджирования рисков крупных бизнес-систем в условиях ужесточения конкуренции на товарных рынках и изменения политического устройства мира в целом актуальна как никогда.

Если перечень принимаемых на страхование рисков будет расширяться, то риски конкретной крупной компании могут быть собраны в один пакет и выставлены на страховой рынок. Такие «киты» страхового и перестраховочного бизнеса, как AIG, Swiss Re, SCOR, Zurich Insurance Grоup и другие способны возложить на себя весь пакет этих рисков. Кроме того, каждый риск может разбиваться на отдельные «слои» таким образом, чтобы менее крупные страховщики и перестраховщики взяли на себя один или более слоев, в результате чего страхователь получит в конечном итоге максимальное покрытие совокупного корпоративного риска, сэкономив при этом в масштабе компании расходы на страхование. В единый многоцелевой полис могут включаться и традиционные финансовые риски.

Подобная практика имеет возможности прижиться и в России — сначала в рамках обслуживания крупных холдингов, а затем применительно к отдельным предприятиям большинства отраслей экономики. Развитие и совершенствование механизмов перестрахования, вовлечение все большего числа отечественных компаний в распределение и перераспределение на ретроцессионной основе «слоеного пирога» корпоративных рисков должно способствовать выходу национального страхового рынка на качественно новый уровень.

Вывод: В современных условиях, характеризующихся качественным изменением структуры рискогенной системы, доминированием в ней ранее «нестраховых» групп рисков, создающих реальную угрозу для устойчивого развития экономики и общества, институты страхования и перестрахования призваны адекватно реагировать на смещение вектора потребности в сторону «нетрадиционных» страховых услуг и, в первую очередь, переосмыслить существующие подходы к классификации и составу принимаемых на страхование рисков, отработать новые формы и методы страховой защиты, обеспечивающие максимально возможное сглаживание пиков убыточности и отвечающие интересам широкого круга страхователей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать