3.2.9. Молодые освободившиеся государства – бывшие колонии. 42 наименее развитых стран. Объекты первоочередной международной помощи.[34.C.298 – 309]
Типология ТНК.
I. По месту размещения на земном шаре (на каком материке располагается штаб-квартира ТНК)
1. Западно-Европейские:
Нидерланды «Филипс», Великобритания «Бритиш Петролеум», Германия «Хехст», Швейцария «Нестле», Италия «Эни», Франция «Эльф-Акитэн», Швеция «Вольво» и т.д.
2. Азиатские:
Япония «Тойота», Израиль
3. Северо-Американские
Канада «Сиграм», США «Боинг»
4. Австралийские:
Австралия «Ньюс Корпорейшн»
5. Африканские
ЮАР
II. По занятой нише в сфере своей деятельности
A) Производственные ТНК
Ø
машиностроение
является отраслью специализации:
США «Дженерал Электрик», «Форд Мотор», Италия «Фиат», Япония «Хонда»;
Ø
производство
военной техники является отраслью специализации:
Германия «Рейнметал груп», Франция «Дассо авиасьон», США «Рейтеон»,
Великобритания «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик», Россия «Вооружение»;
Ø
химическая
промышленность является отраслью специализации:
Германия «Хехст», Швейчария «Рош Холдинг», Франция «Рон Пуленк»;
Ø
пищевая
промышленность – отрасль специализации:
Канада «Сиграм», «Юнилевер» Нидерланды/Великобритания, Швейцария «Нестле»;
Ø
топливно-энергетический
комплекс является отраслью специализации:
США «Эксон», Франция «Эльф-Акитэн», Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл»,
Италия «Эни»;
Ø
табачная
промышленность – отрасль специализации:
США «Филип Морис»;
Ø
легкая
промышленность является отраслью специализации:
Канада «МТВ Грауп», «Джей ти Интернешенал».
B) Непроизводственные ТНК
Ø
телекоммуникационные:
Канада «Белл Кэнэда Энтерпрайзиз», Великобритания «Кэбл энд Вайерлес»;
Ø
средства
массовой информации:
Австралия «Ньюс Корпорейшн»; «Интернет»
Ø туристические (рекреационные)
Ø
торговые
ТНК:
Япония «Иточу»; Япония «Ниссе Иваи»;
Ø
финансовые
ТНК:
США «Ситибанк»
III. По охвату территории
A) Многонациональные (расширенные):
США «Дженерал Моторс», Германия «Сименс», Нидерланды «Филипс», США «Кока-Кола»
и другие; филиалы в десятка стран и более;
B) Узконационализированные
(ограниченные):
Россия «Лукойл», «Микрохирургия глаза».
IV. По количеству «стран-хозяев»
1)
разделенные:
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл»,
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
Украина/Великобритания «Интэл ДНЗ»
2) собственные:
Япония «Сони», Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.
V. По количеству отраслей специализации
1)
односпециализированные:
США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность;
США «Ай-Би-Эм» - производство компьютеров;
Германия «Сименс» – электроника;
Швейцария «Рош Холдинг» – фармацевтика.
2) ТНК смежной специализации
(комплексные):
Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство напитков;
США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа);
Франция «Рон Пуленк» - химическая промышленность и фармацевтика
3) универсальные ТНК
США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность;
Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение;
Германия «Фиат», Япония «Мицуи» – разные отрасли
VI. По процентному соотношению занятых за рубежом
1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК): США «Шеврон» (22%), «Дженерал Моторс» (11%),
2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%), США «Форд Мотор» (48%), Швейцария «Нестле» (50%, Италия «Фиат» (39%),
3) от 51 до 75% (кординальные
ТНК)
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%), Германия «Хёхст» (68%,
Германия «Симменс» (52%), Великобритания «Кэбл энд Вайрлес» (73%)
4) от 76 до 95% (заграничные ТНК
или управленческие)
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер» (88%), Великобритания «Диагео» (82%),
Швейцария «Новартис» (82%), Швейцария «Асеа Браун Бовери» (94%)
VII. По месту продажи выпускаемой продукции
1)
Внешнеориентированные:
США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом,
США «Доу Кемикэл» – 52% продается за рубежом,
Швейцария «Новартис» – 98% продается за рубежом,
Великобритания «Диагео» – 79% продается за рубежом,
Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом,
Австралия «Ньюс Корпорейшин» - 88% продается за рубежом
ориентированные на внутренние
потребности:
Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования,
Япония «Мицуи» – 61% продажи в стране базирования,
Япония «Мицубиси» – 66,5% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования,
США «Форд Мотор» – 69% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Электрик» – 73% продажи в стране базирования.
2. Виды рисков Транснациональных Корпораций
Современное развитие товарного производства и сферы различных услуг характеризуется созданием как многоотраслевых, так и специализированных на конкретном виде деятельности транснациональных корпораций, сетевых компаний с высоким уровнем концентрации материальных, финансовых, трудовых, коммуникационных и интеллектуальных ресурсов. Крупные зарубежные компании тратят значительные средства на анализ и компьютерное моделирование потенциальных угроз и сопутствующих им рисков, в результате чего возникло понятие «корпоративные риски», которые подразделяются на «страховые» и «нестраховые».
Управление рисками компании охватывает все виды современных рисков, сопутствующих ее деятельности, включая:
- неблагоприятные колебания товарных цен;
- выход из строя электронных систем управления и обработки данных;
- перебои и проблемы в отношениях с поставщиками материалов и комплектующих и потребителями готовой продукции;
- нарушение условий функционирования вследствие политических изменений в обществе (политические риски);
- препятствия в проведении стратегического планирования и развитии производства вследствие вынужденных технологических изменений (ограничение энергоснабжения, изменение состава сырья, истощение разрабатываемых месторождений и т.п.);
- изменения в регулирующей политике государства, подрывающие условия ведения бизнеса;
- надежность финансовых партнеров
- снижение уровня корпоративного управления, влияющего на устойчивость бизнеса и вызванного слияниями, поглощениями и другими изменениями организационной структуры корпорации (например, слияние ЮКОС + Сибнефть привело к дисбалансу в оценке и распределении акционерного капитала и, как следствие, к столкновению интересов корпоративных групп и кризису управления с известными последствиями).
Этим списком, естественно, не исчерпывается весь перечень возможных рисков. Например, компания «Майкрософт» насчитала 144 риска, которые угрожают предсказуемости ее доходов. При этом подавляющая часть этих рисков в настоящее время не может быть принята на страхование в силу сложившихся у страховщиков традиционных ограничений и исключений.
Тем не менее, проблема хеджирования рисков крупных бизнес-систем в условиях ужесточения конкуренции на товарных рынках и изменения политического устройства мира в целом актуальна как никогда.
Если перечень принимаемых на страхование рисков будет расширяться, то риски конкретной крупной компании могут быть собраны в один пакет и выставлены на страховой рынок. Такие «киты» страхового и перестраховочного бизнеса, как AIG, Swiss Re, SCOR, Zurich Insurance Grоup и другие способны возложить на себя весь пакет этих рисков. Кроме того, каждый риск может разбиваться на отдельные «слои» таким образом, чтобы менее крупные страховщики и перестраховщики взяли на себя один или более слоев, в результате чего страхователь получит в конечном итоге максимальное покрытие совокупного корпоративного риска, сэкономив при этом в масштабе компании расходы на страхование. В единый многоцелевой полис могут включаться и традиционные финансовые риски.
Подобная практика имеет возможности прижиться и в России — сначала в рамках обслуживания крупных холдингов, а затем применительно к отдельным предприятиям большинства отраслей экономики. Развитие и совершенствование механизмов перестрахования, вовлечение все большего числа отечественных компаний в распределение и перераспределение на ретроцессионной основе «слоеного пирога» корпоративных рисков должно способствовать выходу национального страхового рынка на качественно новый уровень.
Вывод: В современных условиях, характеризующихся качественным изменением структуры рискогенной системы, доминированием в ней ранее «нестраховых» групп рисков, создающих реальную угрозу для устойчивого развития экономики и общества, институты страхования и перестрахования призваны адекватно реагировать на смещение вектора потребности в сторону «нетрадиционных» страховых услуг и, в первую очередь, переосмыслить существующие подходы к классификации и составу принимаемых на страхование рисков, отработать новые формы и методы страховой защиты, обеспечивающие максимально возможное сглаживание пиков убыточности и отвечающие интересам широкого круга страхователей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13