Управление статусно-ролевыми конфликтами руководителем организации

Управление статусно-ролевыми конфликтами руководителем организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Факультет «Экономики труда и управления персоналом»

Кафедра «Социологии и управления персоналом»

 

 

                                                      «ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

Зав. кафедрой ______________

«____» ___________ 200__ г.

 

                                                                        




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

(фамилия, имя, отчество)

 

На тему « Управление статусно-ролевыми конфликтами

руководителем организации»

 

 

 

Специальность _________________________________________

Научный руководитель ___________________________________

(должность, фамилия, инициалы)

 

 

Санкт-Петербург

2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_ 3

Глава 1. Теоретические основы исследования конфликтов в организациях_ 5

1.1. Понятие «конфликт» и его основные элементы_ 5

1.2. Основные причины возникновения конфликтов в организациях 7

1.3. Стадии и фазы развития конфликта в организациях 12

1.4. Управление конфликтами в организациях 14

1.4.1. Формы управления конфликтами в организациях 14

1.4.2. Формы разрешения конфликтов в организациях 15

1.4.3. Способы управления конфликтами в организациях 27

Глава 2. Роль руководителя в управлении конфликтами_ 29

2.1 Предупреждение конфликта как особая форма управления в организации  30

2.1.1.Методы прогнозирования конфликтных ситуаций в трудовых 2.1.2.коллективах  30

2.1.3.Система социального партнерства_ 34

2.1.4.Система социального контроля 37

2.1.5.Система социальной защиты_ 38

2.1.6.Социально-психологические методы_ 39

2.1.7.Организационно-управленческие методы_ 40

2.2 Анализ стилей руководства в организации_ 42

Глава 3. Сравнительный анализ стилей управления конфликтами в организациях (на примере банка «Первое О.В.К.» и СЗТУ Росрезерва) 59

3.1 Банк «Первое О.В.К.»_ 59

3.1.1. Исследование конфликтов в Банке «Первое О.В.К.»_ 60

3.2. Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (СЗТУ Росрезерва) 67

3.2.1. Исследование конфликтов в СЗТУ Росрезерва_ 67

3.3 Сравнительный анализ стилей управления конфликтами_ 73

Заключение_ 75

Список использованной литературы: 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 1_ 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 2_ 82

 

ВВЕДЕНИЕ

У большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации. О конфликте – даже не употребляя это слово – писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами – все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении многих веков.

Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении разнообразнейших конфликтных ситуаций – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой отрасли знаний о конфликтах и способах их урегулирования – конфликтологии.

Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может без специальных конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но, когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам-конфликтологам.

Производственная деятельность руководителя любого уровня тесно связана с работой с людьми, ведь производство – это не только технический и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания “сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового коллектива и предприятия в целом. При решении разных производственных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».

В своей работе я хочу рассмотреть статусно-ролевые конфликты, возникающие в организации и методы урегулирования их руководителем.

Цель работы – определить, что такое конфликты и методы управления ими.

Предметом исследования являются статусно-ролевые конфликты, с которыми приходится сталкиваться руководителю.

Объект данного исследования – Северо-Западный Филиал Банка «Первое О.В.К.» и Управление Федерального агентства по государственным резервам по СЗФО.


Глава 1. Теоретические основы исследования конфликтов в организациях

1.1. Понятие «конфликт» и его основные элементы

Конфликт (от лат. «Conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).

Объект конфликта – это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта. Субъектами конфликта, или оппонентами могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью и участвующие в конфликте. На этой основе можно различать персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов. Оппоненты бывают трех рангов: первого – человек, который выступает от собственного имени и
















реализации данного вида конфликта служат не только слова, но и действия. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон явно обозначены, декларируемы и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому работнику в ее пределах, и иногда - представителям (обычно руководителям) других организаций. Конфликтные взаимодействия такого рода проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. Большинство открытых конфликтов достаточно хорошо структурированы, в них ярко выражены интересы и претензии сторон, резко очерчены границы конфликтной ситуации.

Скрытый конфликт – основан не столько на конфликте действий и противодействий, сколько на несовместимости в одной системе взаимоотношений, несовместимости чувств, решений и ценностей. Скрытые конфликты составляют основную долю конфликтных взаимодействий. Эти конфликты недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга, навязая свою волю,  и используют факторы неожиданности или неизвестности.

Мотивационные конфликты – это конфликты потребностей и намерений, причем чаще всего психологических потребностей. Эти конфликты могут не иметь явно выраженной деловой или производственной основы. В них зримее присутствует взаимное тяготение людей друг к другу или взаимное отталкивание, принадлежность к определенному референтному кругу или сообществу, чувство престижа, собственного достоинства и т.п.

Конфликты коммуникаций возникают при нарушении организации общения, отсутствии обратной связи, немотивированном контроле. Причиной коммуникативного конфликта может быть излишне жесткая позиция, отсутствие гибкости в тактике, отсутствие взаимопонимания.

1.2. Основные причины возникновения конфликтов в организациях

Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать