в том числе
стоимость потребительской корзины
3344
3490
2699
3496
в том числе:
продукты питания
1367
1404
1153
1455
непродовольственные товары
677
678
564
783
Услуги
1300
1408
982
1258
в том числе
транспортные расходы
270
362
0
234
коммунальные услуги
835
835
835
835
другие виды услуг
195
211
147
189
расходы по обязательным платежам и сборам
234
378
Х
Х
В среднем за 9 месяцев
3509
3780
2670
3448
В среднем за IV квартал
Величина прожиточного минимума
3701
3997
2771
3651
в том числе
стоимость потребительской корзины
3458
3605
2771
3651
в том числе:
продукты питания
1444
1474
1214
1567
непродовольственные товары
692
693
575
807
Услуги
1322
1438
982
1277
в том числе
транспортные расходы
289
387
0
251
коммунальные услуги
835
835
835
835
другие виды услуг
198
216
147
191
расходы по обязательным платежам и сборам
243
392
Х
Х
В среднем за год
3557
3834
2695
3499
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий (без предприятий малого бизнеса) в декабре 2007года по городу сложилась в размере 15841 рубль, в районе – 11146 рублей и увеличилась по сравнению с ноябрем 2007 года на 29,5% по городу, в районе - на 20,4%. Средняя месячная заработная плата за 2007г. по городу составила 11291 рубль, что на 23,5% больше, чем 2006г. По району - 8659 рублей (на 21,2% больше).
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен в декабре составила по городу – 118,2% к декабрю 2006 года, по району – 117,6%.
Начисленные выплаты социального характера в 2007г. в среднем на одного человека в месяц составили по городу – 173,2 рубля, по району – 42,7рубля.
Среднесписочная численность работающих по обследуемому кругу крупных и средних предприятий в декабре 2007г. по городу составила – 14190 человек, по району – 7163 человека. Среднесписочная численность работающих за 2007г. сложилась по городу –14377 человек, что на 3,4% меньше, чем за 2006г., по району –7386 человек (на 4,8% меньше).
Средняя начисленная номинальная заработная плата по «чистым» видам деятельности в расчете на 1 работника за 2007г., рублей
(без выплат социального характера)
Виды деятельности
Январь - декабрь
За декабрь
Город
Район
Город
Район
В с е г о
в том числе:
Сельское хозяйство, лесное хозяйство
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Государственное управление, обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
11291
3610
10346
15383
18168
7288
4797
12624
25383
12659
17112
8757
9067
8528
8659
5279
7106
14950
Х
8492
7911
Х
Х
13239
14328
7565
8054
5319
15841
4293
12453
17309
Х
8972
5202
15699
51524
26587
30561
11627
10861
10821
11146
7035
8988
17841
Х
Х
9083
Х
Х
15465
18789
10607
10197
5624
Рис. Динамика
номинальной среднемесячной заработной платы за 2007г.
Темпы роста (снижения) номинальной и реальной среднемесячной заработной платы (без выплат социального характера) по городу Минусинску (процентов к декабрю 2005 года)
Темпы роста (снижения) номинальной и реальной среднемесячной заработной платы (без выплат социального характера) по Минусинскому району
(процентов к декабрю 2005 года)
Заключение
Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования.
Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.
В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2007 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.
В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.
Принятие в 2007 году ряда поправок в корпоративное законодательство, разработка законов о банкротстве и о национализации должны укрепить законодательные основы системы защиты прав собственников.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.
В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.
Список используемой литературы
1. Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.
2. Анимица Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 2 - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г. – 300с.
3. Бюллетень Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российского информационного агентства «Новости», Уровень жизни и занятость населения, развитие отраслей социальной сферы, Меры социально – экономической политики правительства Российской Федерации в ближайшей перспективе// Вестник экономики - №14, июль, 2002 год – с.7-11, 11-13, 49-51.
4. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2000г. – 360 с.
5. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /Под.ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. – М: Б., 1999 – 168 с.