Усіновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Отмена усыновления является правопрекращающим и в некоторых случаях правовосстанавливающим юридическим фактом. Первое последствие проявляется в том, что при отмене усыновления правовая связь между усыновителем и усыновленным прекращается. Последствия второго рода заключаются в возможности восстановления правовой связи с кровными родителями усыновленного ребенка, если это отвечает его интересам[36]. Пункт 1 ст. 143 СК РФ содержит следующее правило: "При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка". Из этого общего положения имеется одно существенное исключение, а именно: алиментная обязанность усыновителя не подлежит безусловному прекращению.

В тех случаях, когда усыновление отменяется вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей, то, как правило, нет оснований освобождать его от обязанности содержать бывшего усыновленного. Взыскание средств на содержание ребенка в этом случае производится в твердой денежной сумме, с учетом материального и семейного положения бывшего усыновителя и взыскателя. Алименты взыскиваются с усыновителя после отмены усыновления на содержание ребенка, у которого нет необходимых средств, и это является, таким образом, источником средств существования ребенка.

Что касается имущественных последствий, то необходимо отметить, что с отменой усыновления ребенок не имеет права наследовать в отношении имущества его усыновителя.


3.6  Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами

Основные положения, касающиеся международного усыновления,  закреплены в ряде международных  документов.  Декларацией  о  социальных  и  правовых принципах,  касающихся  усыновления   детей   на   международном   уровне, утвержденной резолюцией ООН от 3 декабря  1986  г.  и  Конвенцией   ООН  о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября   1989  г.  (ст.ст.  20,21) усыновление, в частности, признается в  качестве  альтернативного  способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения,  допустимого  лишь  тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Говориться  о необходимости того, чтобы при усыновлении  в  другой  стране  относительно ребенка применялись те же  гарантии  и  нормы,  которые  используются  при внутригосударственном усыновлении. Устанавливается  запрет  на  то,  чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых  и  иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Эти принципы были в  полной  мере  восприняты  и  закреплены  в  тексте Гаагской  конвенции  о защите  детей и сотрудничестве в   отношении иностранного  усыновления  от  29  мая  1993  г.,  специально  посвященной вопросам  международного   усыновления.  

Законодательство Российской Федерации предусматривает   возможность усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами  Российской  Федерации,  постоянно  проживающими  за  пределами  территории Российской Федерации и лицами без  гражданства.

Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования Российской Федерации).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.

Так  гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за  пределами  ее  территории, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения  о  детях,  которые могут быть переданы им на усыновление, предоставляются по  истечении  шести месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. В этой связи сведения о детях,  которые  могут  быть  переданы  на,  усыновление, предоставляются данной категории лиц не  раннее  упомянутого  срока.  Этот срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста  детей, состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой  постановки  ребенка на централизованный учет считается  дата  заполнения  анкеты  на  ребенка, оставшегося  без  попечения родителей,  в  органе опеки  и  попечительства по  его  фактическому  месту  жительства   (нахождения).

Исходя из сказанного, представляется, что необходимыми доказательствами возможности усыновить детей для  иностранных  граждан,  а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно  проживающих  за границей, являются:

1.                 Документ, подтверждающий  нахождение  усыновляемого ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей;

2.                 Истечение  6-месячного срока со  дня  постановки  на  такой, учет;

3.                 Документы, подтверждающие невозможность (с указанием  конкретных мер, предпринятых по устройству) его  передачи на воспитание в  семью  (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную  семью) российским гражданам,  постоянно   проживающим   в   России,   или на усыновление родственникам ребенка независимо от их  гражданства  и  места  жительства[37].

Указанные документы, выданные Министерством образования РФ, представляются в суд органом опеки и  попечительства  по  месту  жительства  (нахождения) ребенка одновременно с  заключением этого органа.

 В связи с этим интересен пример из судебной  практики.  «Верховный  Суд Российской  Федерации  признал  правильным  вывод   суда   об   отказе   в удовлетворении заявления  об  установлении  усыновления  гражданам  США - супругам  Розенберг,  обратившимся  в  суд  с  просьбой   об   усыновлении Шиповалова Дмитрия 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка №2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся  рядом  обстоятельств,  в  том числе  несоблюдением   порядка   организации   учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в  установленные  законом  сроки  на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г. Омска  не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось,  в  семье российских  граждан.  Кроме  того,  супруги  Розенберг,  познакомились   с Дмитрием  заочно  по  фотографиям  и  кассетам,  а  личное  их  знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела»[38].   

Свои особенности имеет учет иностранных граждан и лиц без  гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Непосредственное  обращение в Министерство образования   для постановки  на  учет  допускается  только  в  случаях,  если  кандидаты  в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребёнка  на территориях двух субъектов РФ.

Для решения вопроса об  усыновлении  ребенка  -  гражданина  Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители должны  обратиться с  заявлением  и  просьбой  о  подборе  ребенка  на  усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который  возложена работа по ведению  учета  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи.

  К заявлению  прилагается  заключение компетентного органа   страны кандидатов в усыновители о возможности  быть  усыновителями,  условиях  их жизни, информация о семье усыновителей,  так  называемое  "home-study".  К заключению  прилагается  копия  выданной  этой  организации  лицензии   на  осуществление ее деятельности, и документ компетентной организации  страны об обязательстве осуществлять контроль за  условиями  жизни  и  воспитания усыновленного  ребенка.  Сведения о конкретном   ребенке,   подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам  в  усыновители  лично  либо высылаться  им  (при   наличии   соответствующей   возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте[39].

Так в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 указано: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)"[40].

Для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

Так «по делу N 82-ГО3-1 об усыновлении двух несовершеннолетних детей (брата и сестры Липняговых) гражданами США Брэндо определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2003 г. была подтверждена правильность решения Курганского областного суда от 29 ноября 2002 г. об отказе в усыновлении. В числе других оснований Коллегия указала, что не были выполнены требования закона о представлении заключения компетентного органа государства гражданства заявителей об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями.

Коллегия указала, что в данном случае "не оформлены в установленном законом порядке и представленные заявителем сведения о их материальном положении: финансовая декларация о доходах и расходах заполнена ими самими и не подтверждена налоговыми органами; справки с работы о выполняемой ими работе и размере заработной платы, а также подтверждение о владении жилой площадью не заверены печатью и выданы не уполномоченными на этот счет органами (отдел льгот, фирма на дому) и должностными лицами или без указания должностного положения лица, подписавшего документ; документы, подтверждающие право собственности супругов Брэндо на строение, и в отношении другого имущества к заявлению об установлении усыновления не приложены».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать