3.1 Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей.
В отношении кандидатов в усыновители и детей, подлежащих к усыновлению, ведется централизованный учет. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся по разным причинам без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса об его устройстве. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по местонахождению данного учреждения. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство ребенка. Централизованный учет предусматривается в отношении всех детей, оставшихся сиротами или лишившихся родительского попечения. Орган опеки и попечительства в течение месяца принимает меры к тому, чтобы устроить ребенка в семьи родственников или граждан, живущих в данном регионе. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный орган исполнительной власти. Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства. Их работники выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. На основании поступивших сообщений, из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителями с учетом ограничений, установленных семейным законодательством. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями. При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Отрицательное заключение, и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей. Одновременно заявителям возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд. Усыновители имеют право получать подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором, находится ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.
Правило о необходимости получения полной информации об усыновляемом ребенке существует и в других государствах. Правда, обычно они сформулированы расплывчато. Однако в США, например, в специальной литературе обращается внимание на необходимость информации о привычке ребенка использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской семье, сексуальном насилии над несовершеннолетним и некоторых других обстоятельствах и фактах из жизни усыновляемого ребенка[20]. В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом, сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.
3.2 Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения).
Суды рассматривают дела об усыновлении в соответствии со ст.125 Семейного кодекса в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Производство по делу начинается с заявления лиц (лица), желающих усыновить ребенка, которое в соответствии со ст.263.1 Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (далее ГПК РФ) подается в суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Это позволяет быстрее разрешить дело и привлечь к участию в нем органы опеки и попечительства.
В заявлении граждане, желающие стать усыновителями, должны указать:
1. Ф.И.О. усыновителя (или усыновителей, если, например, это супруги): они определяются исходя из документов, удостоверяющих личность усыновителя (например, паспорта), а также место их жительства (а не место пребывания);
2. Ф.И.О. и дату рождения усыновляемого ребенка (эти данные определяются исходя из свидетельства о рождении ребенка, иных документов, выдаваемых органами загс); место его жительства (при этом нужно учитывать, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов) или место нахождения ребенка (если, например, он находится в доме ребенка, интернате и т.п.); сведения о родителях (т.е. их Ф.И.О., место жительства) усыновляемого ребенка, сведения о наличии у него братьев и (или) сестер (как полнородных так и неполнородных, кровных, а также усыновленных его родителями). Если братья и сестры у усыновленного есть, то нужно указать их возраст, Ф.И.О., место жительства;
3. обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении (например, привязанность к ребенку, желание обеспечить его надлежащее воспитание, уход за ним и т.п.), документы, подтверждающие эти обстоятельства (так, отсутствие у ребенка родителей может быть доказано представленным свидетельством о смерти, возможность обеспечить его материально - декларациями и т.п. документами о доходах, возможность дать ему кров и воспитание - свидетельством о праве собственности на квартиру, характеристикой с места работы, свидетельскими показаниями и т.д.);
4. ясно выраженная просьба об изменении:
· Ф.И.О. ребенка. При усыновлении лицом, не состоящем в браке (по его просьбе, выраженной в заявлении), Ф.И.О. матери (отца) усыновленного ребенка записываются в Книге записей рождения по указанию усыновителя (ст. 134 СК РФ);
· даты рождения усыновленного. При этом нужно иметь в виду, что для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя (выраженной в заявлении) может быть изменена дата (но не более чем на три месяца). Изменить дату рождения усыновленного ребенка можно только при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135 СК РФ);
· сведений о записи усыновителя в Книге записей рождений в качестве родителя (если это в заявлении не указано, то считается, что у него такого намерения нет). Для совершения в книге такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие (за исключением случая, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, ст. 132, 136 СК РФ).[21]
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. К заключению органы опеки и попечительства должны приложить (ч. 2 ст. 272 ГПК РФ):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14