Усіновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

3.1  Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей.

В отношении кандидатов в  усыновители и  детей,  подлежащих  к  усыновлению, ведется централизованный учет.  Должностные  лица  учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о  детях, оставшихся по разным причинам без попечения родителей,  обязаны  сообщить  об  этом  в  органы  опеки  и попечительства по месту  фактического  нахождения  детей.  Орган  опеки  и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений  обязан провести обследование условий  жизни  ребенка  и  при  установлении  факта отсутствия попечения родителей или  его  родственников  обеспечить  защиту прав  и  интересов  ребенка до решения вопроса об его устройстве. Руководители воспитательных учреждений,  лечебных  учреждений,  учреждений социальной защиты населения и  других  аналогичных  учреждений  в  которых находятся дети, оставшиеся  без попечения родителей, обязаны в семидневный  срок со дня, когда им стало известно, что ребенок  может быть передан  на воспитание в семью, сообщить об этом в орган  опеки  и  попечительства  по местонахождению  данного  учреждения.  Орган  опеки  и  попечительства   в течение  месяца  со  дня  поступления  сведений,  обеспечивает устройство ребенка. Централизованный учет предусматривается в отношении всех  детей, оставшихся сиротами или лишившихся родительского попечения. Орган опеки  и попечительства в течение месяца принимает  меры  к  тому,  чтобы  устроить ребенка в семьи родственников или граждан, живущих в данном регионе. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  и федеральный орган исполнительной власти, определяемый  Правительством  РФ, для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на  воспитание  в  семью  граждан  РФ,  постоянно  проживающих  на территории РФ.   Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение  месяца со дня поступления указанных  сведений  о  ребенке  организует  устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности  информирует  об  этом  федеральный орган исполнительной власти.  Централизованный  учет  подразделяется  на   первичный,   региональный   и федеральный. Первичный  учет детей, оставшихся без попечения родителей,  осуществляют  органы  опеки  и  попечительства. Их  работники  выявляют  детей,  оставшихся  без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют  последующий  контроль  за  условиями   их содержания, воспитания и образования.  На основании поступивших сообщений, из органов опеки и  попечительства  соответствующий  орган  исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях,  оставшихся без попечения родителей и проживающих  на  территории  этого  субъекта.  В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан,  проживающих  на  его территории или на территориях других субъектов  РФ,  подбирает  детей  для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание  в  семью,  выдает  им направление в орган опеки и попечительства для посещения  ребенка  по  его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. Получив  сведения  о   ребенке   из   органа   опеки   и   попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  направляет  копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ  для  постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории  РФ.

Основанием  для  постановки  граждан  на учет в качестве кандидатов в усыновители, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть  усыновителями  с учетом ограничений, установленных семейным законодательством. Как правило, учет кандидатов в  усыновители  осуществляется  соответствующими  органами управления образованием или созданными на  их  основе  специализированными центрами по усыновлению. На  основании  заявления  и  приложенных  к  нему документов,  а  также  акта  обследования  условий  жизни  лиц,   желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение  об  их возможности  быть  усыновителями.  При   положительном   решении   вопроса заявители ставятся на  учет в качестве кандидатов в  усыновители.  Только после  этого  им  выдается  информация  о  ребенке,  который  может   быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по  его  фактическому месту жительства (нахождения).  Отрицательное заключение, и основанный  на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в  усыновители  орган опеки и  попечительства  доводит  до сведения заявителей.   Одновременно заявителям   возвращаются    все   документы,   и   разъясняется   порядок обжалования решения, включая возможность  обращения  в  суд.  Усыновители имеют  право получать подробную  информацию о ребенке, который может  быть усыновлен, а также сведения о   наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования  усыновляемого ребенка при  участии представителя    учреждения,  в   котором,   находится  ребенок.  Они обязаны  лично  изучить  документы  усыновляемого  ребенка,  познакомиться и установить с ним контакт.

Правило о необходимости  получения  полной  информации   об   усыновляемом ребенке существует и в других государствах. Правда,  обычно  они сформулированы расплывчато. Однако в США, например, в специальной  литературе  обращается внимание на необходимость  информации  о   привычке  ребенка  использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской  семье, сексуальном   насилии   над   несовершеннолетним   и   некоторых    других обстоятельствах и фактах из жизни усыновляемого ребенка[20]. В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве  кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка  умерших родственников), когда вопрос об усыновлении будет решен  судом  с  учетом, сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители  и  ребенком, подлежащим усыновлению.


3.2 Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения).


Суды рассматривают дела об усыновлении в соответствии со ст.125 Семейного кодекса в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Производство по делу начинается с заявления лиц (лица), желающих усыновить ребенка, которое в соответствии со ст.263.1 Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (далее ГПК РФ) подается в суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Это позволяет быстрее разрешить дело и привлечь к участию в нем органы опеки и попечительства.

В заявлении граждане, желающие стать усыновителями, должны указать:

1.                 Ф.И.О. усыновителя (или усыновителей, если, например, это супруги): они определяются исходя из документов, удостоверяющих личность усыновителя (например, паспорта), а также место их жительства (а не место пребывания);

2.                 Ф.И.О. и дату рождения усыновляемого ребенка (эти данные определяются исходя из свидетельства о рождении ребенка, иных документов, выдаваемых органами загс); место его жительства (при этом нужно учитывать, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов) или место нахождения ребенка (если, например, он находится в доме ребенка, интернате и т.п.); сведения о родителях (т.е. их Ф.И.О., место жительства) усыновляемого ребенка, сведения о наличии у него братьев и (или) сестер (как полнородных так и неполнородных, кровных, а также усыновленных его родителями). Если братья и сестры у усыновленного есть, то нужно указать их возраст, Ф.И.О., место жительства;

3.                 обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении (например, привязанность к ребенку, желание обеспечить его надлежащее воспитание, уход за ним и т.п.), документы, подтверждающие эти обстоятельства (так, отсутствие у ребенка родителей может быть доказано представленным свидетельством о смерти, возможность обеспечить его материально - декларациями и т.п. документами о доходах, возможность дать ему кров и воспитание - свидетельством о праве собственности на квартиру, характеристикой с места работы, свидетельскими показаниями и т.д.);

4.                 ясно выраженная просьба об изменении:

·                   Ф.И.О. ребенка. При усыновлении лицом, не состоящем в браке (по его просьбе, выраженной в заявлении), Ф.И.О. матери (отца) усыновленного ребенка записываются в Книге записей рождения по указанию усыновителя (ст. 134 СК РФ);

·                   даты рождения усыновленного. При этом нужно иметь в виду, что для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя (выраженной в заявлении) может быть изменена дата (но не более чем на три месяца). Изменить дату рождения усыновленного ребенка можно только при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135 СК РФ);

·                   сведений о записи усыновителя в Книге записей рождений в качестве родителя (если это в заявлении не указано, то считается, что у него такого намерения нет). Для совершения в книге такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие (за исключением случая, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, ст. 132, 136 СК РФ).[21]

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. К заключению органы опеки и попечительства должны приложить (ч. 2 ст. 272 ГПК РФ):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать