- контроль за выполнением заказов;
- информационное обслуживание складов и баз;
- обслуживание клиентов (предоставление услуг).
Условно весь процесс можно поделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж.[4]
Именно совместная и слаженная работа этих частей способна сформировать единый технологический процессс функционарования баз и складов.
Координация службы закупки осуществляется в ходе операций снабжение запасами и благодаря контролю за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) соответственно возможности его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому потребности в закупке определяются согласованно с службой закупок и мощностью складов.
Учет и контроль за получением запасов и отправкой заказов дает возможность обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование объема складсков и баз и необходимые условия хранения, сократить сроки сохраняемости запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и прием грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия снабжения. Соответственно этому готовятся места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оснащение. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оснащения дают возможность эффективно осуществлять разгрузку (в сжатые сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а также, снижаются затраты обращения.
Операции, которые проводятся на данном этапе:
- разгрузка транспортных средств;
- контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
- документальное оформления груза, который прибыл, через информационную систему;
- формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладское транспортирование и перевалка груза. Внутрискладское транспортирование предусматривает перемещения груза между разнообразными зонами склада: из разгрузочной рампы к зоне приема, отсюда к зоне хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется при помощи подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортирования грузов на внутрискладском уровне может осуществляться при условиях минимальной протяжности во времени и просторе по сквозным "прямоточными" маршрутам. Это дает возможность избегнуть неэффективного выполнения операций. Количество перевалок (с одного вида оснащения на другое) может быть минимально.
Складирования и сохранения грузов. Процесс складирования состоит в размещении и заключении груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения.
Главным условием этого есть оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оснащения. Оборудование под хранение может отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада.
При этом пространство под рабочие проходы может быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранеия грузов и экономного их размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (размещается в любом свободном месте)
выбора места складирования.[5]
Процесс складирования и сохранения включает:
- закладывание груза на сохранение;
- сохранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
- контроль за наличием запасов на складе, который осуществляется через информационную систему.
Комплектация (комиссирование) заказов и отгрузки.
Процесс комплектации означает подготовку товара соответственно заказам потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
- получение заказа клиента (отборочное письмо);
- отбор товара каждого наименования по заказу клиенту;
- комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
- подготовку товара к отправке (заключения в тару, в товароноситель);
- документальное оформления подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
- отгрузку грузов в транспортное средство.
Заказ клиентов комиссионируют в зоне комплектации.
2.1. Характеристика предприятия ЗАО „Столичные колбасы”
ЗАО „Столичне колбасы” – это копмания, производящая и реализующая высококачественные (дорогие) колбасные изделия собственного производства.
История компании:
Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Первым ее названим было „Мясная фабрика. Деликатес”. В Августе 2003 года достоялось слияние ЗАО „Мясная фабрика. Деликатес” с ЗАО „Фаворит”. В том же месяце объединенная компания была перерегистрирована как ЗАО „Столичне колбасы”.
С ноября 2003 года началось сотрудничество с копманией „Food additives, Ltd.”. Дання трансевропейская копмания составида договор с ЗАО „Столичне колбасы” на посавки пищевых ингидиентов.
Компания владеет двумя торговыми марками „Мовсковские колбасы” и „Фаворит”, каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий.
Компания быстро возрастает: с момента учреждения, когда в 2000 г. было продано колбасных изделий на сумму 900 млн. руб., объемы розросли до 24000 950 млн. руб. в 2007 году.
Миссия компании:
Удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.
Цели компании на 2008-2010 гг.:
- Быть лидером на рынке качественной колбасной продукции;
- Достичь и удерживать 30% рынка качественных колбасных изделий;
- Постоянно усовершенствовать технологии и качество продукции;
- Обеспечивать постоянное возрастание прибыльности за счет увеличения продаж;
- Постоянно улучшать наличие продукции в торговой сети страны;
- Обеспечивать 70% ассортимента продукции в 10000 торговых точках;
- Обеспечить увеличение количества активных клиентов.
Структура сбыта. Компания имеет 7 регионов продажи: Центральный, Северо-Западный, Кавказский, Уральський, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Во всех регионах робота осуществляется через дистрибьюторов, количество которых доходит до 50. Кроме столицы, где компания самостоятельно осуществляет прямая продажа торговым сетям.
С 2005 года компания также начала экспорт в страны СНГ, на так называемых, "этнических" украинских и российских торгових точках.
Производственно-складская структура.
ЗАО „Столичне колбасы” имеет следующую структуру производства и логистики:
Заводы:
- г. Москва – производство ТМ „Московские колбасы”.
- г. Новосибирск – производство ТМ „Фаворит”.
Центральные склады и базы:
- г. Москва: ТМ „Московские колбасы” и „Фаворит”, материалы компании „Food additives, Ltd.” (материальный, производственный, сбытовый).
- г. Новосибирск: ТМ „Фаворит” (материальный, производственный, сбытовый).
Региональные склады и базы.
- г. Ростов-на-Дону: ТМ „Московские колбасы”, ТМ „Фаворит”. (сбытовый).
- г. Екатеринбург: ТМ „Московские колбасы”, ТМ „Фаворит” (сбытовый).
- г. Иркутск: ТМ „Фаворит” (сбытовый).
- г. Хабаровськ: ТМ „Фаворит” (сбытовый).
Учитывая миссию и цели компании ЗАО „Столичне колбасы” можно
прийти к выводу, что решение задач логистики имеет первостепенную важность для нее. Особенно вопрос организации единого технологического процесса функционарования баз и складов.
Управление процесами планирования закупок, запасов и хранения предприятия положено на отдел логистики.
Товарная номенклатура компании составляет свыше 70 наименований и имеет широкий ассортимент высококачественных колбасных изделий. Объем товарооборота, как уже упоминалось достигает 24000 млн. руб. Вместе они и обуславливают показатели деятельности логистики и эффективности внедрения единого технологического процесса функционирования баз и складов, без которых невозможны дальнейшие совершенствования.
К общин экономическим показателям логистики относятся: исполение бюджета, оборотность запасов.
Также оцениваются уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость.[6]
Перейдем ближе к экономическому аналізу организациии функционирования складов и ба ЗАО „Столичне колбасы”.
Выручка предприятия за плановый период составила 24500 млн. руб. Из нее высчитаны возвраты – 130, 15 млн. руб., скидки на продукци – 1470 млн. руб., себестоимость реализованной продукции – 16415 млн. руб. (в нее также входит затраты на стоимость перемащаемой продукции – 6566 млн. руб., операционные расходы – 4231, 28 млн. руб (из них расходы на хранение – 160,6 млн. руб. Итак, чистая прибыль копмани составляет вего – 2253, 57 млн. руб., вместо запланированных – 5100. Отклонение бюджета составляет – 15%, в то время как норма равняется только 5%.